СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В УЧЕБНОЙ И НЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТА « ТЕХНОЛОГИЯ»
Тема моего выступления: «СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ И ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ В УЧЕБНОЙ И НЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРЕДМЕТА « ТЕХНОЛОГИЯ». Она очень актуальна на сегодняшний день.
На мой взгляд, скрытые в каждом человеке таланты и творческое начало можно сравнить с сокрытыми в человеке семенами, которые либо растут и впоследствии приносят плоды, либо вянут и умирают. Все зависит от почвы, в которую они посеяны, то есть от той культурной, социальной среды, в которой родился и продолжает расти, развиваться тот или иной малыш.
Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый — «…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями». “Одаренным” принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это генетический дар и перед нами он предстает как сложный итог взаимодействия средовых и генотипических факторов. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. И подобно тому, как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить природный дар в выдающийся талант.” (А. Савенков)
Одаренность – это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности – максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода.
Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых во вне (проявляющихся в деятельности) возможностей – мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся планирования и решения проблем.
В целом можно представить одаренность как систему, включающие компоненты:
1) биофизиологические, анатомо-физиологические задатка;
2) сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
3) интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценить новые ситуации и решать новые проблемы и т. д.
Работы многих исследователей позволили вывести следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее:
1) доминирующую роль познавательной мотивации;
2) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
3) возможности достижения оригинальных решений;
4) возможности прогнозирования и предвосхищения;
5) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
А также позволило выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие:
— задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;
— интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;
— любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;
— быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
— склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям;
— выработка эталонов для последующего отбора;
— проявление общего интеллекта – схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;
— эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т.д.;
— настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;
— творческость – умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т.п.;
— интуитивизм – склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;
— сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;
— способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т.п. образования необходимо проводить психологическое отслеживание одаренных детей, создавать и пополнять банк данных.
Последние исследования доказали, и это видно из представленной диаграммы, что 90 % детей в возрасте от одного до пяти лет являются талантливыми и одаренными. С достижением семилетнего возраста их количество падает до 10 %, а по исполнении детям восьми лет остается лишь 1-2 % одаренных детей.
Таким образом, по мере взросления наблюдается не процесс, а регресс детских талантов и детской одаренности. Все это говорит вот о чем: образовательная система и социальные устои в целом должны оберегать в детях их таланты, сохранять, поддерживать и все больше развивать в дальнейшем.
Почему же так важна проблема одарённости? Стране надо растить свои таланты, от этого зависит ее будущее. Скажу банальные вещи: «Несомненно, работать с одаренными детьми нужно, потому что от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Разве мы не гордимся, когда видим на пьедестале наших лучших спортсменов, певцов, музыкантов и т.д., при этом сразу ассоциируем победителя с Россией! И не только со страной, а и с той территорией, где человек проживает или где его корни! Например, Красноярский край гордится великими людьми современности: спортсменами — П. Ростовцевым, О. Пылевой, И. Ярыгиным, певцом – Д. Хворостовским, писателем В. Астафьевым, художником В. Суриковым.. Эти люди — замечательные примеры для развития молодых талантов! Таланты могут уехать в любую страну, но их достижения ассоциируются с Россией! Достичь максимального уровня развития каждый одаренный ребенок имеет право, никто у него этого права не может отнять! Вопрос в другом, а есть ли у всех одаренных детей равные ресурсы, чтобы осуществить это право? Если ребенок живет в отдаленной деревне и учителя, а тем более родители не видят в ученике одаренности, а считают его в лучшем случае чудаком! Да и есть ли в муниципальных управлениях образования ресурсы (финансовые, педагогические, родительские), чтобы разглядеть одаренность и не только поддержать, но и развивать? На развитие одаренности влияют многие факторы, главные: биогенетический, социально-экономический, педагогический — в их диалектическом единстве. Причем, доминирующим считается педагогический — при прочих равных условиях. Исходя из данных концепций, мы развиваем определение понятия одаренности, данное психологом К.К. Платоновым: «Одаренность — генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии».
Это позволяет сделать вывод, что для развития природных задатков, дара, родителям и педагогам необходимо использовать ранние периоды. Поэтому так важно ориентироваться на семейное воспитание и работать в комплексе.
Очень часто мы с вами говорим, что «если человек талантлив, то талантлив во всём….». И в подтверждении этих слов известны множество имён талантливых людей. Все дети, рожденные без патологии головного мозга, одарены от природы. Задача педагога состоит в том, чтобы как можно раньше увидеть этот дар и развить его, т. е. наша с вами задача — пополнить «смышленую гвардию учеников». И поэтому не для кого ни секрет, что для работы с одаренными детьми нужны особые методы и подходы, с одаренными детьми должны работать талантливые педагоги. Эти методы не должны быть стандартными, общеприемлемыми во всех школах и классах независимо от состава, уровня подготовки, возрастных особенностей учащихся. Успех может быть достигнут только собственной деятельностью учителя, собственным его направлением и чутьем, умениями и знаниями в области одаренности.
Где же и в чем проявляется одаренность детей (виды одаренности)?
Обычно мы с вами обращаем внимание и относим к одаренным: детей, отлично обучающихся в школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше. Работая более 18 лет в инновационных учреждениях, я понимаю, что должна думать обо всех детях сразу, которые сидят в классе, и о каждом ребенке отдельно. Первым шагом в работе с такими детьми было микроисследование, которое помогло мне определиться в основных задачах работы с такими детьми. Как показали результаты исследований в этой области выделяют различные виды одаренности. Например, по видам деятельности:
— интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.;
— творческую – легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д. (обратите внимание: это не художественно-эстетическая одаренность и не интеллектуальная одаренность, причем существуют различные точки зрения на взаимосвязь интеллектуальной и творческой одаренности);
— академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка (очень часто в ущерб другим учебным предметам, за что «получает нагоняи» от родителей и учителей, правильно ли это?);
— художественно-эстетическую: изобразительную, музыкальную, литературную, актерскую;
— социальную или лидерскую (наиболее поздно признанный вид одаренности и до сих пор вызывающий споры), связанную с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений;
— психомоторную (т.е. спортивную) – характеризующуюся способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно контролировать свои движения и управлять ими (моторными, сенсорными и когнитивными способностями).
В духовно-ценностной деятельности отмечается одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям. В соответствии с критерием «форма проявления» различаются: явная одаренность и скрытая одаренность.
А ещё могут быть выделены следующие виды одаренности:
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую одаренность
Перед учителем всегда стоит проблема: Как же не потерять одарённых детей? Как различить их в классе? Дети, прежде всего, различаются: различным объемом времени, затрачиваемым на усвоение нового материала; уровнем работоспособности; различным типом мышления; обучаемостью.
Исследуя эту проблему исследователи в области педагогики дают некоторые рекомендации по работе с одарёнными детьми:
Совершенствовать систему управления качеством подготовки в процессе школьного обучения на основе мотивационно-программно-целевого подхода путем:
— усиления педагогической направленности учителей, что проявится в желании поделиться опытом, создании творческих групп, повышении образовательного уровня в плане работы с одаренными детьми;
— повышения качества образования одаренных детей, что проявится в уровне сфор- мированности определенных умений по способностям;
— усиления положительной мотивации учения у одаренных детей.
2. Педагогическим администрациям предъявлять повышенные требования к учителям, работающим с одаренными детьми. В плане их специальной теоретической подготовки и опыта практической работы; постоянно повышать их образовательный профессиональный уровень по месту работы, т.к. учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей;
3. Необходимо создавать классы, однородные по интеллекту, т.к. данные психологических исследований убеждают, что совместное обучение детей, имеющих высокий умственный потенциал, благотворно влияет на самооценку, стимулируя процесс обучения.
4. Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.
5. Должное внимание уделять индивидуальности и дифференциации обучения на уроках и во внеурочное время, уменьшив нагрузку в расписании и выделив большее количество часов на кружковую и индивидуальную работу с одаренными детьми. При этом должен присутствовать принцип добровольности выбора внеурочных занятий.
6. На уроках и вне активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер. Учителям необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся.
7. Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым, поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.
8. Для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.
9. Учитывая сверхэмоциональность одаренных детей, провоцирующую срывы, уязвимость, особенно в периоды проведения олимпиад, конференций, психологической службе необходимо проводить комплекс мер по защите эмоциональной сферы ребенка (учить общению, самоанализу и саморегуляции)
Для выявления одарённости учащихся в обучении с помощью инновационных технологий в настоящее время наиболее популярен, перспективен и востребован – это метод проектной деятельности, позволяющий обобщить ранее полученные знания, умения и навыки, применить их на практике и раскрыть творческие возможности учащихся.
Проектирование – процесс интересный, но не простой, как для школьников, так и для учителей. Учителю приходиться переходить от роли наставника к роли наблюдателя, консультанта, организатора исследовательской деятельности учащегося. Зачастую приходиться учиться вместе с детьми. Конечно, для учителя наиболее сложна подготовительная работа – выбор темы, определение учебных и методических задач, воспитательных целей. За годы работы мною было замечено, что для детей трудность представляет рациональное использование времени, отведённого на проект.
Проектный метод позволяет реализовать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет приобрести навыки технологии работы с информацией, со справочными и литературными источниками, обучить самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу к самоорганизации, сформировать навыки проведения исследований, навыки работы и делового общения в группе, развить инициативу учащегося.
В учебный мультимедийный проект могут входить рисунки, аудио- и видеозаписи, различные тексты, т.е. разные виды информации, для обработки которых необходимо научиться работать с новыми программными продуктами.
В нашей школе метод проектов используется на протяжении 10 лет, он позволяет не только повысить интерес у учащихся к изучению предмета, но и используется как метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, помогает выявить способных к творчеству учеников. Наши проекты занимали призовые места на школьных, городских и областных олимпиадах. Проектной деятельностью увлечены ученики старшей и средней школы. Разнообразны и интересны темы проектов.
Выполнение учебных проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, воспитать в условиях реальной действительности граждан открытого общества: деятельных, знающих, инициативных, стремящихся к миру, прогрессу и способных применить в повседневной жизни те знания, которые получили в школе.
Проблема одаренности еще и в огромном трудолюбии увлеченных детей. Нам необходимо научить их эффективному труду, который будет не только развивать, но и приносить радость от самого творческого процесса. А возможности у школ сейчас большие, например, информатизация. Существенную поддержку в этом будет использование возможностей современного компьютерного обеспечения на базе школьного компьютерного класса, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень. Чтобы сделать процесс обучения современным, тесно связать его с жизнью и усилить роль самостоятельной работы учащихся, следует применять на уроках компьютерные технологии.
Использование программных средств Интернета, таких, как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ учащимся к большому объёму новой информации, которая в традиционном виде (на бумажной основе) практически не реализуема. Они учатся осваивать её с помощью компьютера, это — поиск, запуск программ, навигация по электронным справочникам, выделение требуемых сведений, их печатание.
В целях достижения лучших результатов рекомендуется также организовывать мастер-классы. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас». На мастер-классе всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем преподавателя, который внимательно выслушает и ответит на все интересующие вопросы. Мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения «преподаватель — слушатель» являются абсолютно необходимыми для профилактической работы школы: создание ситуации успеха для ребенка, условий для раскрытия его способностей и проявления творческих возможностей.
На уроках технологии метод проектов используется мною более 10 лет. За это время менялись и содержание и формы работы. В нашей школе метод проектов позволяет не только повысить интерес у учащихся к изучению предмета, но и используется как метод обучения, основанный на самостоятельной, целевой и результативной работе учащихся, помогает выявить способных к творчеству учеников. Наши проекты занимали призовые места на школьных, городских и областных олимпиадах. Проектной деятельностью увлечены ученики старшей и средней школы. Разнообразны и интересны темы проектов. Выполнение учебных проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, воспитать в условиях реальной действительности граждан открытого общества: деятельных, знающих, инициативных, стремящихся к миру, прогрессу и способных применить в повседневной жизни те знания, которые получили в школе.
Проектирование – процесс интересный, но не простой, как для школьников, так и для учителей. Учителю приходиться переходить от роли наставника к роли наблюдателя, консультанта, организатора исследовательской деятельности учащегося. Зачастую приходиться учиться вместе с детьми. Конечно, для учителя наиболее сложна подготовительная работа – выбор темы, определение учебных и методических задач, воспитательных целей. За годы работы мною было замечено, что для детей трудность представляет рациональное использование времени, отведённого на проект. На итоговом занятии школьницы защищают свои проекты, используя компьютерные презентации.
За годы работы в школе много учащихся прошло через мои методы в личностно-ориентированном обучении. И я хочу рассказать о некоторых из них.
Лена Садакова (Алимурзаева) – уже с 5 класса были видны её неординарные способности по всехм предметам, во всех начинаниях. Но я скажу о технологии. Со своими работами она всегда занимала первые места в разных техниках исполнения на выставках и городских олимпиадах. Но любимой у Лены оставалась работа с бисером. В областной олимпиаде Лена участвовала три раза: в 2002 году, в 2003 году – 3 место и в 2004 – 1 место.
В кружке « Рукодельница» при работе с бисером возникла проблема, как ускорить изготовление изделий в технике «тканьё» с бисером? Совместно с ученицей Садаковой Еленой была разработана социально значимая идея по созданию конструкции «Станочек для тканья с бисером» двух модификаций. Конструкция станочка позволяют создавать тканые изделия разного размера и формы на уроках технологии, на занятиях в кружке, а также в домашних условиях. В 2003 году проект был представлен на IX Международной выставке юношеских научных и технических проектов ESI – 2003 в Москве, где был занесён в особый реестр научного комитета этой выставки. И это был, несомненно, успех, ведь в состав комитета входили ректоры, профессора, академики ведущих вузов страны. В этом же году проект Станочек для тканья с бисером» принял участие в городской олимпиаде по технологии, где занял 1 место. Участием же в областной олимпиаде по технологии в 2004 году также завоевала 1 место и в этом же году 3 место на V Всероссийской олимпиаде по технологии в городе Курске, что дало право ученице Садаковой Елене поступить без экзаменов на бюджетной основе в Московский педагогический университет им. Ленина, специальность «Технология» Выпускница МОУ СОШ № 19.
В 2010 году окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального Образования «Московский педагогический государственный университет с отличием». Присуждена квалификация «Учитель технологии и предпринимательства». Специализация – «Культура дома и декоративно — прикладное творчество». Выпускница МОУ СОШ № 19. В 2010 году окончила Государственное образовательное учреждение высшего профессионального Образования «Московский педагогический государственный университет с отличием». Присуждена квалификация . «Учитель технологии и предпринимательства». Специализация – «Культура дома и декоративно — прикладное творчество». Поступает в аспирантуру университета и продолжает работать в московской школе педагогом дополнительного образования по технологии по 2 категории.
Катя Вашурина – ученица 10 класса. Эта девочка с большими способностями во всех начинаниях и это видно по её работам. Участвует в в конкурсе «Мир детства» — диплом I степени , в городских олимпиадах, где занимает в 3 место и в выставке детского творчества I место.
Лера Пирожник и Анна Мороз эти девочки сейчас уже студентки, но своими работами и отличной учёбой оставили о себе след в школе.
Сёстры Марина и Муминат Бахмудовы учатся в 10 классе. Очень любят рукодельные работы: вязать, шить и украшать работами, сделанными своими руками свой дом. Они занимаемся во многих кружках в городском Центре Эстетического Воспитания. Любят петь и очень хорошо поют. С удовольствием учатся в школе декоративно-прикладному творчеству, участвуем в конкурсах и олимпиадах со своими работами. Их работы по качеству исполнения всегда занимают призовые места, особенно хорошо они зарекомендовали себя в ковроткачестве». В 2007 году ковёр «Павлин» занял 1 место в городской олимпиаде, а в 2008 году ковёр «Райские птички» — 2 место.
В нашей школе вот уже 4 года есть свой кукольный театр «Волшебный калейдоскоп». Руководит театром педагог дополнительного образования Бабкина Людмила Тимофеевна. В коллективе есть три чудные, настоящие артистки, сёстры Пиронко Анна Маша и Катя. К каждой праздничной дате («День Знаний»; «День Учителя»; «День пожилого человека»; «Новый год»; «Последний звонок» и т. д.) коллектив кукольного театра «Волшебный калейдоскоп» с помощью руководителя театра и знаний, полученных на уроках технологии, своими руками изготавливают новых героев спектаклей. Куклы сделанные руками этих девочек участвуют не только в спектаклях, но и принимают участие в выставках детского творчества, где являются призёрами. А с куклой Чунга-Чанга одна из сестёр участвовала в городской олимпиаде – 2009, где заняла 2 место.
В заключении хочется отметить, что наш педагогический коллектив МОУ СОШ № 19 убежден в том, что каждый ребенок индивидуален и обладает личностными, отличающими его от остальных детей особенностями, которые, в свою очередь, являются результатом подсознательного взаимодействия между ним и обществом. И одна из важнейших задач школьных коллективов у нас с вами – это раскрыть таланты у учащихся, научить их пользоваться ими.
Президентом страны Д. А. Медведевым была предложена национальной образовательная инициатива « Наша новая школа». Эта инициатива предполагает качественно новое образование, отвечающее современным требованиям. На первый план выдвигается воспитание целеустремлённых, активных, любящих свою страну детей. Поэтому школа должна стать центром творчества, познания, эксперимента. Инициатива предполагает переход на образовательные стандарты второго поколения. Большое внимание должно уделяться в нашей школе одарённым детям, поэтому необходимо искать индивидуальные подходы в обучении юных талантов.
Литература:
- 1. “Возрастная одаренность школьников” Лейтес Н.С. М., 1997
- 2. “Развитие одаренности школьников” Хуторской А.В. М., 2000.
- 3. “Одаренные дети в массовой школе” Савенков А. “Начальная школа” №30 2003г.
- 4. “Продуктивное мышление, как основа обучаемости” Калмыкова З.И.
- 5. Интернет-ресурсы.
Добавляя комментарий, Вы соглашаетесь с положением об обработке персональных данных