Параллельный урок по биологии и обслуживающему труду

Муниципальная средняя образовательная

школа №19

Параллельный урок по биологии и обслуживающему труду.

 

Преподаватели:

Сеньковская Галина Николаевна; учитель биологии (высшая кв. категория)

Колотий Галина Павловна; учитель обслуживающего труда (высшая кв. категория)

 

Тема: Эстетическое значение растений.

Аранжировка сухих цветов и растений на плоскости в интерьере дома.

Пель и задачи: обобщить знания по темам: «Покрытосеменные растения», «Оформление ин­терьера дома», развить навыки работы с сухими растениями, научить применению цветочной аранжи­ровки в оформлении интерьера дома, привить чувство эстетического вкуса, бережного отношения к растениям.

Оборудование: сухие растения, рамки, плетенки из ивового прута, репродукции картин, стенды: «Искусство букета», «Красная книга» Ростовской области, выставка литературы по теме, творческие работы учащихся, сосуды, пластинки с музыкальными произведениями П. И. Чайковского, Ф. Шопена, коллекция насекомых, информационные карты, самодельные таблицы, гербарии редких растений Рос­товской области.

Инструмент: клей ПВА, пинцет, ножницы, садовый нож, секатор, скотч, кисти, аксессуары, про­волока, лак для волос.

Ход урока

Организационный момент.

Мотивация, формулирование целей и задач.

Биолог: Сегодня мы проводим параллельный урок по биологии и обслуживающему труду.

Цели нашего урока: обобщить знания по темам: «Покрытосеменные растения» (значение и охра­на растений); «Оформление интерьера дома».

Учитель обсл. труда: Показать навыки работы с сухими растениями, научиться применять ком­позиции из сухих растений и цветов в оформлении интерьера дома; проявлять свой эстетический вкус.

Биолог: Занятие у нас интереснейшее: составление композиций из сухих растений и цветов на плоскости. Но чтобы составить композицию, нужно знать биологические особенности растений и, ви­димо, неинтересно заниматься аранжировкой, не зная названий используемых растений.

Учитель обсл. труда дает информацию на фоне музыки из балета «Щелкунчик» Б. И. Чайков­ского «Вальс цветов»:

Цветы -живая красота Земли. Они нам нужны всегда: и в праздники и в будни, они всегда с на­ми. Цветы делают человека добрее, благороднее и даже … красивее. Ведь они — выражение наших чувств, настроения, нашего понимания прошлого.

Биолог: Растения даруют не только красоту, но они ещё и дружат с человеком, помогают ему: врачуют, указывают дорогу, стерегут подземные клады, предсказывают погоду. Они первыми приходят на пепелище, дают силу подняться лесам — «легким» нашей планеты.

Мы не всегда задумываемся над всем этим и не воспринимаем цветы, как живой организм с душой и сердцем.

Учитель обсл. труда: О цветах сложены песни, рассказы, легенды, поэты и писатели всех вре­мен и народов воспевали их, художники отображали их на своих полотнах. А какие простые и ласковые названия им давали: василек. Анютины глазки, медуница, незабудка… (показывает репродукции).

Биолог: Цветы — сама жизнь. Они сопровождают нас от рождения до смерти, цветы — символ любви и воспоминаний.

Легенда (рассказывает ученица): Когда была вскрыта гробница Тутанхамона, глазам археологов открылось великолепное убранство саркофага, многочисленные драгоценности украшавшие мумию, но поверх всех украшений лежал скромный букетик увядших полевых цветов, и, казалось, они сохранили свой армат. Не золото, не рубины, а цветы были последним приветом молодой вдовы ушедшему супру-

гу-

Учитель обсл. труда: Из глубины веков к нам пришел обычай украшать цветами жизнь. Совре­менный букет, если он, конечно, составлен со вкусом, — это настоящая музыка красок, гармония линий и форм.

Пауза. Музыка выключается.

Звучала музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Учитель обсл. труда: А сейчас поговорим о композиции. Прошу вас активно участвовать в работе. Оценивать ответы будем вручением карточки определенного цвета отвечающему: красный — пол­ный ответ, желтый — частичный ответ, требующий дополнения. Оценок будет две — за ответы теорети­ческие и практическую работу.

а)  Что означает слово «аранжировка», «композиция»? (назначение композиции).

б) Что необходимо знать для составления гармоничной композиции?

в) Какие бывают стили?

Ответы:

а) Аранжировка цветов — это один из видов декоративно — прикладного искусства по составлению различных форм цветочных украшений: гирлянда, букет, корзина, настенное панно, бутоньерка.
Композиция — способ построения художественного произведения, принцип связи компонентов и частей
согласованных в одно целое. Композиция — современная форма цветочной аранжировки и отличается
более сложным построением. Она состоит не только из цветов и листьев, но и из веток, корней, шишек,
плодов.

б) Семь признаков правильно построенной композиции: стиль, уравновешенность, разнообразие текстуры, подходящий фон (окружение), чувство динамизма (ритм), правильное использование цвета, со­отношение между элементами.

в) Массивный, линейный, линейно-массивный стиль, смешанный стиль.

Биолог: Обратимся к растительному материалу (параллельно идет, демонстрация различных растений из букета).

а) На какие группы по назначению в композиции разделяется растительный материал?

Ответ: линейный (формообразующий), основной растительный материал (фокусный материал, доминанта), дополнительный материал — наполнитель.

б) Какой растительный материал относится к линейному? Ответ: Стебли высоких трав, декоративные
высокорослые растения, крупные листья.

в)  Какой растительный материал относится к основному? Ответ: Крупные цветы, соцветия более мелких, яркие листья образуют центр интерьера.

г) Что относится к наполнительному материалу? Ответ: Это не крупные цветы, разные листья, заполняющие пустоты, прикрывающие каркас, края сосудов.

д) В каком стиле выполнена композиция на магнитной доске? Ответ: На доске выполнена композиция,
закрепленная магнитными скобами.

Постановка проблемы.

Учитель обсл. труда: В каком помещении жилого дома и какую цветочную композицию уместно расположить.

Рассказ: В гостиной хорошо смотрится высокая асимметричная композиция или равносторонний веерный букет. Стены хорошо украсят картины из сухих растений и цветов. В спальне размещают небольшие сухие букеты, чей аромат способствует сну. В детской уместны поделки из шишек, неболь­шие настенные панно и картинки с засушенными растениями. В кабинете, чтобы сгладить однообраз­ную композицию из книг, лучше поместить яркий настольный букет в тяжелой вазе, а наверху шкафов крупные круглые или односторонние букеты. В ванной обязательно учитывается влажность. Здесь ук­рашают зеркало, окно — небольшими сухими букетиками, гирляндами, нарядно выглядит букет засу­шенных злаков, обработанная в глицерине зелень. Прихожую можно украсить букетами с яркой лентой в дверном проеме, гирляндой украсить зеркало, тесную прихожую — композицией на стене. Удачный интерьер кухни — гордость хозяйки. На стене можно повесить венок или пучки из сухих растений, в том числе лекарственных, подобранных по цветовой гамме. Небольшими бутоньерками украшают шляпку, сумку и даже веник, украшенный букетиком, будет выглядеть наряднее (демонстрация).

Практическаяработа. Биолог: Красота высушенных растений обладает особым очарованьем. В окружении букетов из засушенных цветов не так тоскливы пасмурные дни для поздней осени, зимы. Так почему бы нам не попытаться подарить вторую жизнь цветам, ведь это доступно каждому из нас. И так приступаем к ос­новной части нашего урока — практической работе.

Инструктаж.

Учитель обсл. труда: Один из девизов уроков: «Умей творить из самых малых крох…» Работая, давайте будем помнить «десять правил аранжировки (они перед вами на информационной карте)» и правила безопасности при работе с колющим, режущим инструментом, острыми частями растений. Ра­ботайте неторопливо, не мешая друг другу, чтобы не нанести травму. Аккуратно обращайтесь с клеем, пользуйтесь салфетками для рук.

Задание.

Биолог: Для работы приготовлены рамки, плетенки, сухие растения, эскизы композиций, аксес­суары. Нашему обобщающему уроку предшествовала индивидуальная творческая работа и работа в па­рах по созданию композиции. И сегодня девочки закончат выполнение творческой работы, защитят свою композицию по предложенному плану (приложение 4)

Включается музыка: «Октябрь» из «Времен года» П.И. Чайковского, «Подснежник», вальсы Шо­пена, вальс «Орхидея» В. Андреева.

Проверка выполнения задания.

Биолог: Итак, работа закончена. Начинаем защиту наших творческих работ. По ходу защиты оцениваются работы, при этом обращается внимание на изюминки, удачные элементы в работах.

Выставление оценок за творческую и практические части.

Заключение.

Биолог: Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, в затерянном среди хлебов васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться и вспоминать о чем-то своем.

Только ведь как иной раз бывает: попадется нам на глаза редкий цветок — спешим его скорее со­рвать. Отправимся дальше своей дорогой, а на встречу еще один… и кажется, красивее прежнего! А этот первый можно, пожалуй, и выбросить: он и неказист, и не смотрится, вроде, и чем мог очаровать, непо­нятно.

Вспомните большие снопы лесных и луговых цветов, которые иные «природолюбы» (да порой и мы с вами) везут домой в электричках, в автобусах с лона природы. И не букеты оказываются у них в руках, а веники. Хотели принести в дом красоту, а на самом деле ограбили природу.

Столь усилился натиск человека на зеленый мир, что многие растения исчезают с лица Земли.

Считают, что в некоторых европейских странах от 5% до 10% состава флоры уже не существует. Вот почему понадобилась людям «Красная книга флоры» — перечень близких утрат, которые могут стать необратимыми. Некоторые могут подумать, что это вроде скорбного списка или плача по исчез­нувшим растениям. Но это не так! «Красная книга» — это забота о том, чтобы не оскудело волшебное царство флоры, чтоб не меркла, а крепла и расцветала зеленая краса.

В «Красной книге» рядом с описанием видов растений говорится о грозящей им опасности. В Ростовской области подлежат охране следующие растения: ландыш майский, башмачок венерин, горе-цвет весенний, вестница дубравная, водяной орех, сон-трава, прострел и др. Красивые растения (демон­страция).

«Не истреби, не сорви, не сломай, не затопчи, не испорти — словно наказ людям. — Сбереги, вы­расти, вылечи, и ты станешь богаче не только цветами и лесами, но и душой».

«Остановись в изумлении перед красотой и в твоем сердце тоже расцветет красота» (В. А. Сухо-млинский).

Учитель обсл. труда: Японцы утверждают, что у человека, который занимается аранжировкой цветов, формируется цветочное сердце. Требующие бережного отношения цветы вырабатывают у аранжировщика плавные, нежные движения, спокойную сосредоточенность. Творчески работая с при­родным материалом, человек обретает как бы второе дыхание: в каждом цветке, травинке он учится ви­деть неповторимую красоту, образ. Он чувствует себя частицей прекрасной и вечной Природы и будет сердечно и бережно к ней относиться. Работать в соавторстве с великой и доброй художницей Приро­дой — огромное счастье. Она щедро одаривает творца неисчислимым количеством растений.

Добавляя комментарий, Вы соглашаетесь с положением об обработке персональных данных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *