Обобщающий урок по теме «Основы селекции» (11 класс)

Обобщающий урок по теме «Основы селекции»

(11 класс)

 

Задачи урока.

  1. Систематизировать и обобщить знания учащихся о методах селекционной работы, генетических закономерностях, лежащих в их основе, значении селекции для народного хозяйства.
  2. Продолжить развитие у учащихся умения обосновывать целесообразность использования тех или иных методов селекции растений и животных в конкретных работах донских селекционеров; решать генетические задачи с региональным содержанием.
  3. Убедить школьников в том, что научно обоснованное применение методов генетики и селекции позволяет решить важные практические проблемы, связанные с дальнейшим существованием человечества.
  4. Продолжить развитие познавательного интереса у старшеклассников к изучению проблем современной биологической науки.

 

План урока.

 

  1. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
  2. Выступления учащихся о результатах работы в ДГАУ и ВНИИВиВ, презентация экскурсии, беседа по её результатам.
  3. Практическая часть:

—                                    Групповая работа с карточками-заданиями.

—                                    Решение задач.

  1. Выводы по результатам урока.

 

ХОД УРОКА

 

  1. 1.    МОТИВАЦИЯ

 

Во время экскурсии  вы на практике познакомились

с работой ученых ДГАУ по селекции и разведению свиней.

У вас возникли вопросы о целесообразности использования  определенных методов селекции в свиноводстве.

На уроках вы получили теоретические знания по теме «Основы селекции».

Провели большую работу по применению знаний: решали задачи, анализировали различные схемы селекционной работы ученых, подготовили сообщения и презентацию экскурсии, посмотрели снятый нами фильм.

Настал момент подвести итоги нашей совместной работы.

 

Цель урока: Систематизировать и обобщить знания по теме «Основы селекции».

 

Девиз урока: «Примеры учат лучше, чем теория» (Исаак Ньютон).

 

2.ВЫСТУПЛЕНИЯУЧАЩИХСЯ

 

—         Презентация экскурсии в учхоз «Донское» ДГАУ

—         Сообщение о достижениях в селекции винограда ученых ВНИИВиВ им. Я.И. Потапенко.

 

3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

(работа в группах)

—         Анализ схем селекционной работы, ответы на вопросы.

—         Решение генетических задач с региональным содержанием.

4. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

(Отчет по группам, комментирование схем, решения задач с использованием демонстрационной доски медиа-проектора).

 

5. ОБОБЩЕНИЕ И ВЫВОДЫ (беседа)

—         Существуют ли идеальные сорта и породы?

—         Почему традиционные методы селекции малоэффективны в настоящее время?

—         Назовите современные методы селекции.

—         Чем обосновывается выбор того или иного метода?

—         Докажите истинность утверждения в том, что практически все крупные успехи селекции являются отдаленными результатами генетических исследований?

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

(Работа в группах по выставлению отметки за урок каждому участнику).

 

7. РЕФЛЕКСИЯ: Выскажите своё мнение по изученной теме, по ходу урока.

 

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Хочется надеяться, что, благодаря нашей работе по теме «Основы селекции», у вас , ребята, появятся новые вопросы,  которые потребуют ещё более глубоких знаний. Возможно, что некоторые из вас почувствуют необходимость продолжения обучения в учебных заведениях биологического профиля.

 

Приложения к уроку.

 

Происхождение сортов пшеницы донской селекции

 

 

Скороспелка-35            Х         Мироновская-264

 ↓

F1

   ↓

РОСТОВЧАНКА

(длинный колос(40-44 зерна), урожайность

на 6-7 ц/га больше, чем Безостной-1)

 

 

 

 

 

Безостная-1                    Х             Мироновская-808

 

F1

 

  ↓

СЕВЕРО-ДОНСКАЯ

                       (более устойчив при сильных

                           морозах, чем Безостная-1)

 

 

Какие методы применялись при выведении сортов пшеницы РОСТОВЧАНКА и СЕВЕРО- ДОНСКАЯ?

Охарактеризуйте их.


Происхождение сортов пшеницы донской селекции

 

 

Донская безостная                   Х              Донская полукарликовая

(морозо-, зимостойкая,                                   (низкорослость, скороспелость,

устойчива к  бурой ржавчине                              продуктивность, засухоустой-

 и пыльной головне, качество                              чивость, устойчивость к поле-

зерна сильных пшениц                                   ганию)

F1

 ⁄\

Fвозвр.              Х                Fвозвр.

 ↓

ЗЕРНОГРАДКА -6

 

 

Какие методы применялись при выведении сорта пшеницы ЗЕРНОГРАДКА-6?

С какой целью применяют возвратное скрещивание?

Какое негативное явление при этом наблюдается?

Объясните его с точки зрения генетических закономерностей.


Происхождение сорта винограда ВОСТОРГ

Работы селекционеров ВНИИВиВ им. Я. И. Потапенко

 

 

 

Шасла северная    х    Мичуринец                     Заря Севера     х      Долорес

↓                                                                      ↓

 

Русский ранний                               х                                       2-5-92-7-2

   (ранний, ягоды розовые              ↓                                (гибрид раннего срока

    до 4г., превосходный                                                    созревания, ягоды

          вкус)                                                                            чёрные 3,5-4г.,

                                                                                               простой вкус)

F1

  ↓

 

F4(40 сеянцев)

/     ↓     \

ВОСТОРГ                     ВОСТОРГ                      АГАТ

ЧЁРНЫЙ               (сохраняет свои товарные

  качества на кустах с 25 июля

                                                        по10 сентября, устойчив к серой

                                                        гнили и повреждению осами, обладает

                                                        высочайшими вкусовыми качествами)

 

 

Какие методы применялись при выведении сорта винограда ВОСТОРГ?

С какой целью проводят многоступенчатую гибридизацию?

Как сохраняются качества сорта при размножении винограда?


ВОСТОРГ и его семья(всего более 70 сортов)

Работы селекционеров ВНИИВиВ им. Я.И.Потапенко

Богатый геном сорта позволил создать целое семейство гибридных форм ВОСТОРГА

 

Восторг    х     Фрумоаса албэ


         Кеша-1    х    (V-70-90+R-65)                        Фрумоаса     х    Восторг

                          ↓                                                      албэ              ↓

  Подарок Запорожью                                х                        Тимур

                                                          Миллениум

                                     (Ягоды очень крупные(9-22г.),

                                     овальные, белые с коричневым

                                     загаром, гармоничного вкуса.

                                     Грозди крупные 500-600г.

                                     Устойчив к морозу (до -25)

 

Объясните, почему необходимо проводить селекционную работу по совершенствованию сортов винограда?

C какой целью в селекционной работе с виноградом используют дикие северо-американские формы?


Выведение Донской мясной породы свиней ДМ-1

Северо-Кавказская                Х                         Петрен

                                        (местная)                    ↓                  (бельгийская, супермясная)

         F1


/                                   |

Fв                                               Fв

О  т  б  о  р

ДОНСКАЯ МЯСНАЯ

В н у т р и п о р о д н ы е   л и н и и

Стимул     Никель     Талант     Дон     Восход      Синтез

 

 

1.Почему селекционеры использовали для создания новой породы исходный материал другой страны?

2.С какой целью в качестве исходного материала привлекалась местная порода?

3.Какие методы селекции применялись при выведении Донской мясной породы свиней?

4. С какой целью проводят возвратное скрещивание?

5.Какое негативное явление при этом наблюдается?

Объясните его с точки зрения генетических закономерностей

6. Зарисуйте эту схему, введя обозначения генов выносливости и неприхотливости к местным условиям у Северо-кавказской породы свиней (доминантный признак), генов хороших мясных качеств бельгийской породы свиней Петрен (доминантный признак)

 

 

Задачи по генетике с региональным содержанием

 

 

1. В ТОО «Донская Нива» имеется племенной бык-производитель красной масти. От  этого быка и коров, имеющихся в хозяйстве, получили 52 красных и 49 черных телят. Определите генотипы коров, если известно, что красная масть является рецессивным признаком.

 

2. Фермер Н. В. Иванов использовал 2 года быка Трамплина, гетерозиготного по черной масти, в стаде коров, гомозиготных по черной масти. От этого быка осталось 35 дочерей, которых фермер спаривал с гомозиготным черным быком Удалым. При спаривании было получено 34 дочери, которые от спаривания с гетерозиготным быком Артистом дали 34 теленка. Будут ли среди них телята красной масти и сколько?

 

3. На птицеферме учхоза «Донское» при скрещивании серых кур с белыми все потомство оказалось серым. При скрещивании F1 с белыми особями получено 295 голов, из которых 146 было белых и 149- серых. Определите тип скрещивания, генотипы исходных  форм и их потомков.

 

4. В зверохозяйстве «Персиановское» получен приплод в 767 норок. Из них 195 норок имеют белую окраску (альбиносы). Определите генотипы исходных форм, если известно, что коричневой окрас меха (В) доминирует над белым (в).

 

 

 

 

 

5. На ферме АО «Заря» рогатых коров осеменяли спермой комолого быка-производителя. В итоге было получено 49 комолых и 52 рогатых теленка. В родословных этих коров комолые предки отсутствуют. Какой из двух признаков является рецессивным? Как зоотехнику-селекционеру обьяснить это происшествие руководителю хозяйства?

 

6. У лошадей есть наследственная болезнь гортани, выражающая  характерным хрипом при беге. От больных животных иногда рождаются здоровые жеребята. В конезаводе №157 им. 1-ой Конной Армии здоровый жеребец Орлик несколько лет подряд спаривался с двумя кобылами. От матки №1 получили только больных жеребят, а от матки №2 – 2 больных и 2 здоровых жеребенка. Определите :

а) доминантна или рецессивна болезнь;

б) генотипы родителей и потомства для обоих вариантов скрещивания.

 

7. В колхозном стаде села Криничный Луг от скрещивания чалых (серо-голубых) шортгорнов получено 405 телят. Из них 204 теленка имели окраску родителей.

Определите генотипы и фенотипы остальной части потомства, если известно, что чалые шортгорны рождаются при скрещивании красных и белых животных.

 

8. Белое оперение у кур определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. В одной паре доминантный ген определяет окрашенное оперение, рецессивный- белое оперение. В другой паре доминантный ген подавляет окраску, рецессивный- не подавляет окраску.

А). При скрещивании белых кур получено потомство из 1680 цыплят. Среди них 315 цыплят имели окрашенное оперение, а остальные- белое. Определите генотипы родителей и окрашенных цыплят.

Б). На птицеферме ГППЗ «Надежда» скрещивали белых кур с пестрыми и получили 5055 белых цыплят, окрашенных- 3033. Определите генотипы родителей и потомства.

В). На птицефабрике «Алексеевская» от скрещивания кур белой и пестрой окраски получено 917 пестрых и 915 белых цыплят. Определите генотипы родителей и потомства.

 

9. Один любитель птиц из города Таганрога (С.В. Максимов), спаривая коричневую с хохолком канарейку с зеленым самцом без хохолка, получил потомство в соотношении: 2 зеленые хохлатые самки, 1 коричневый хохлатый самец и 1 коричневый без хохолка самец. Определите генотипы родителей.

 

10. У некоторых пород кур гены, определяющие белый цвет и полосатую окраску оперения, сцеплены с Z-хромосомой. Полосатость доминирует над белой сплошной окраской. Гетерогаметный пол у кур женский.

А). На птицеферме колхоза «Большевик» М-Курганского района Ростовской области белых кур скрестили с полосатыми петухами и получили полосатое оперение как у петухов, так и у кур. Затем полученных от первого скрещивания особей скрестили между собой и получили 615 полосатых петухов, 620 полосатых и белых кур  Определите генотипы родителей и потомков первого и второго поколений.

Б). У юннатов средней школы им. Героя Советского Союза В.А. Хайло (с.Б. –Кирсановка) имеются полосатые петухи и белые куры. От их скрещивания получено 60 полосатых петухов и кур и 58 белых петухов и кур. Определите генотипы родителей и потомства.

 


Добавляя комментарий, Вы соглашаетесь с положением об обработке персональных данных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *