Проект изучения человека в окружающей среде

П Р О Е К Т

ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Выполнила: Мирная Юлия,

ученица 10-а кл.

Руководитель: Сеньковская Г.Н., учитель высшей кв.категории.

К чему стремятся люди? Что желают друг другу и самим себе? Это выражается одним словом — счастье. Ощущение счастья находится внутри каждого человека. Всем известны жизненные анекдоты о пессимистах и оптимистах. «Хочешь быть счастливым- будь им», — говорил Кузьма Прутков. Но для счастья всё- таки нужны некоторые предпосылки, и все они прямо или косвенно зависят от нас. Нужно только очень захотеть и приложить усилия. Слагаемые ощущения счастья; 1- здоровье. 2- любовь, симпатия, признание со стороны людей, для нас значимых, 3- работа, непременно дающая удовлетворение или перспективу, 4-свой угол, комната, квартира, «гнездо», где ты «дома», в своём маленьком мире.

Каждый человек — кузнец своего счастья и, в первую очередь, здоровья. Так ли это в нашей школе, в нашем дворе, в городе?

Актуальность изучения этой проблемы определяется тем, что большая часть населения России живёт в городской среде. Жители городов России имеют слабое представление об экологическом качестве городской среды. В то же время своими действиями (или бездействием) население городов формирует это качество. Между тем в новых политических условиях у каждого рядового гражданина появилась реальная возможность влияния на экологическую политику местных, региональных и российских властей через систему выборов.

На урбанизированных территориях происходят коренные изменениясостояния окружающей среды. Важнейшие из них связаны с полнымуничтожением или кардинальной трансформацией естественных экосистем. Это определяет нарастание таких проблем, как:

—   Зависимость   здоровья   горожан   от   экологического   состояния  городской
среды и, как следствие, зависимость ряда экономических и социальных
показателей от состояния здоровья населения;

 Повышенная   зависимость   физического,   психического   и  эстетического развития детей от экологического состояния городской среды;

—   Возрастание значимости синантропных организмов в жизни горожан;

   Повышение  требований  к экологическому  качеству  городской среды  со стороны широких слоев населения при его продолжающемся ухудшении..    .

Город Новочеркасск- один из наиболее крупных индустриальных центров Ростовской области. Сначала 90-х годов в городе значительно повысилось внимание к экологическим проблемам с выявлением причинно- следственных связей между состоянием окружающей природной среды и здоровьем населения. По данным Государственных докладов РФ о состоянии окружающей природной среды, по уровню заболеваемости органов дыхания и злокачественных новообразований в конце 80-х- начале 90-х годов Новочеркасск входил в первую десятку экологически неблагополучных городов России.

Понимая, что городу наносится огромный материальный ущерб, увеличивается риск ухудшения здоровья населения, Государственная экологическая экспертиза в своём заключении от 22.02.2002г. пришла к выводу, что «территория г. Новочеркасска по состоянию здоровья населения, питьевого водоснабжения, загрязнению атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв и пр., может быть отнесена к зоне чрезвычайной экологической ситуации».

Одобрен и рекомендован к реализации проект Федеральной целевойпрограммы «Неотложные мероприятия по выводу г. Новочеркасска Ростовской области из состояния чрезвычайной экологической ситуации».

Чтобы быть уверенным в будущем и строить город, проживание в котором было бы комфортно и безопасно не только нам, но и будущим поколениям, необходимо познать закономерности его развития и научиться грамотно управлять созданной природно-технической системой, каковой является крупный город.

Изучение городской среды и экологии городского человека является одной из важнейших задач современной мировой науки и имеет множество аспектов. Это изучение: а) изменения факторов городской среды- климата, физико-химического загрязнения городского воздуха, почвы, воды; б) формирования и эволюции городских экосистем, отдельных видов микроорганизмов, флоры и фауны; в) экологии человека от его морфологических изменений и физиологических реакций до социальных проблем и образа жизни.

Выбор темы данной исследовательской работы определяется доступностью объектов исследования, минимальным использованием оборудования и специальной литературы.

Основные методы работы- опрос общественного мнения, анализ иобобщение полученных сведений.

Реализация данного проекта позволит нам:

—   осмыслить содержание понятия «образ жизни»;

—   выявить объективные и субъективные условия здорового образа жизни на
основе анализа личностно- значимых проблем;

-сформировать    у    учащихся    ценностные    ориентации,     которые   будут способствовать здоровому образу жизни.

 

Методика исследования

Задание 1

Изучение своего образа жизни

Задание 2

Изучение питания: что мы едим и пьем?

Задание 3

Анализ своей активности в течение рабочей недели

Задание 4

Анализ своей активности в течение выходного дня, каникул

Задание 5

Телевизор и компьютер в вашем доме

Задание 6

Изучение здоровья: как часто мы болеем?

Задание 7

Изучение здоровья: как и чем мы лечимся?

Задание 8

Нравится ли Вам жизнь в нашем городе?

 

АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ анкет позволяет обобщить некоторые результаты и сделатьвыводы.

Задание 1 .В опросе участвовало 30 человек.

1 .Статистические данные о курении учащихся представлены в видетаблицы.

Таблица 3. Статистика курения учащимися ] 1-х классов

Пол

Кол-во учащихся

Некурят

%

Курятпериод.

%

Балуются в компании

%

Курятпост.

%

Ж

25

12

48

3

12

8

32

2

8

м

13

5

39

2

15,5

4

31

2

15,5

2.Все опрощенные хорошо знают, на какие системы органов влияеткурение.

3.Большинство опрошенных юношей и девушек не знают о том, чточисло курящих молодых людей сокращается в США, Западной Европе и увеличивается в Африке, России, Китае.

4.Статистические данные потребления алкоголя учащимисяпредставлены в виде таблицы.

Таблица 4. Статистика потребления алкоголя учащимися 11-х классов

Пол

Кол-во

Не

%

Очень

%

Периодически

%

По

%

учащихся

употр

редко

праздни

кам

Ж

25

1

4

1

4

8

32

15

60

М

13

1

7,7

12

92,3

5.Две девушки и два юноши из числа опрошенных пробовалинаркотические вещества; внутривенно не употреблял никто.

6. Большинство опрошенных знают о том, что в России несколькочеловек ежедневно заражаются ВИЧ через внутривенное введениенаркотиков.

У.Девушки более обеспокоено относятся к такой перспективемолодёжи. Несколько юношей равнодушны к проблеме заражения ВИЧ.

Результаты подтверждают распространения курения среди учащихся, не смотря на широкую информированность населения. У большого числамолодых людей не сформирована личностная мотивация отказа откурения, престижа здорового образа жизни.

Предложения:

1.     Упорядочение     торговли     сигаретами,     запрещение    продажи

поштучно(фото 3).

2.  Пропаганда здорового образа жизни, начиная с младшего школьного
возраста.

Задание 2.В опросе участвовало 41 человек.

Данные о потреблении некоторых продуктов питания представлены ввиде таблицы.

Таблица 5. Потребление продуктов питания семьями уч-ся 11-х классов.

Ед.измерения

Употребляют

Не

употребляют

За месяц

За год

Жев.резинка

Шт.

29

12

1,2

14,4

Шоколад

Шт.

33

8

1,8

21,6

Напитки

Л.

33

8

9,8

117,6

Рулеты

Шт.

33

8

1,9

22,8

Чипсы

Пачки

12

29

5,5

66

Кукуруза

Банки

И

30

1,1

13,2

Пиво

Л.

3

38

5,7

68,4

Йогурт

Банки.

32

9

5

60

Сыр

Кг.

32

9

0,25

3

Окорочка

Кг.

32

9

1,1

13,2

Крабовыепалочки

Пачки

32

9

1,8

21,6

Маслорастит.

Л.

5

36

2,9

34,8

Майонез

Банки

32

9

0,9

10,8

Из анализа таблицы следует, что наиболее часто употребляемыми продуктами являются напитки (117,6л ) и йогурты(60 банок).Менееупотребляемые продукты -сыр(2,4кг.) и кукуруза(3,6 банки).Предпочтение отдаётся продуктам отечественного производства(фото 4).

Предложения:

1.Настойчивое рекламирование экологически — чистых продуктовпитания, изготовленных без консервантов и добавок.

2.Выполнение требований по упаковке продуктов, указанию состава.

3.Пропаганда знаний, воспитание культуры питания в семье.

4.Самовоспитание разумных потребностей в пище.

Задание З.В опросе участвовало 30 человек.

Данные об активности учащихся следующие:

Сон – 42,5 %

Неподвижность – 32,5 %

Активность в помещении – 15 %

На свежем воздухе – 10 %

Средние результаты свидетельствуют о признаках гиподинамии учащихся, недостаточном пребывании на воздухе. Единицы занимаются физическим трудом на воздухе, большую часть времени проводят в помещении в относительной неподвижности.

Предложения:

1. Устранение перегрузки учебными заданиями.

2. Развитие системы спортивных кружков, секций на некоммерческой основе.

3. Формирование навыков организации труда.

4. Воспитание культуры «потребления СМИ», селекция телепередач по их значимости.

 

Задание 4. В опросе участвовало 35 человек.

Данные об активности учащихся следующие:

Активность учащихся в течение каникул:

На свежем воздухе – 26%

Сон – 45%

Активность в помещении – 17%

Относительная неподвижность – 12%

Активность учащихся в течение выходного дня:

На свежем воздухе – 23%

Сон – 39%

Активность в помещении – 17%

Относительная неподвижность – 21%

Средние результаты свидетельствуют о том, что выходные дни и дни школьных каникул учащиеся большую часть времени проводят в помещении, крайне ограничив двигательную активность и сократив время пребывания на свежем воздухе.

Предложения:

1. Формирование в городе структуры неформальных организаций, открытых спортивных площадок для проведения досуга подростков.

2.       Утверждение норм, правил общения, культуры поведения.

3.       Самовоспитание культуры поведения.

Задание 5.В опросе участвовало 35 человек. Результаты опроса можно представить в виде таблицы.

Таблица 6. Анализ радиационной нагрузки.

Члены семьи Источники

Раб. день

Вых. день

Учащиеся ТелевизорКомпьютер

2,5ч.1,5ч.

4ч.

2ч.

Братья и сестры ТелевизорКомпьютер

Зч.2ч.45мин.

4,5ч.

2ч. 15мин.

Родители ТелевизорКомпьютер

4,5ч.3,5ч.

5,5ч. 2ч. 45мин.

Бабушки и дедушки ТелевизорКомпьютер

4,5ч.

5ч.25мин.

Средние результаты свидетельствуют о том, что суммарная нагрузка назрение и нервную систему от двух источников является довольнозначительной, что может привести к системным нарушениям зрения, памяти, развитию стресса.

Предложения:

1.Принятие законодательных актов, запрещающих программы,пропагандирующие насилие, агрессивность, вседозволенность.

2.Самовоспитание культуры «потребления СМИ».

Задание    6.Проанализированы    данные    о    пропусках    занятий    62учащихся.

Всего по болезни пропущено с начала года-4373 часа.

Сравнительные данные по месяцам можно представить в виде графика.

График заболеваемости учащихся в течение учебного года

Из графика видно, что основные пики заболеваемости приходятся на ноябрь и февраль. В структуре заболеваний преобладают простудные заболевания: грипп(28 дней), ОРЗ(89 дней), ангина(21 день), бронхит(15 дней), тонзиллит (15 дней).

Эти заболевания обостряются из-за дефицита витаминов, понижения температуры воздуха в осенне-зимний период, снижения иммунитета у населения в неблагоприятной экологической обстановке г. Новочеркасска.

Гастрит   (24   дня)   обостряется   из-за   нарушения   режима   питания школьников, ВСД(69 дней) из-за перегрузки в школе и дома, стрессов и влияния неблагоприятной экологической обстановки. Предложения:

1.  Утверждение здорового образа жизни в школе и в семье: занятия физкультурой и спортом, закаливание.

2. Обеспечение учащихся рациональным питанием в школе и дома.

3.  Профилактика простудных заболеваний в осенне-зимний период.

4.  Соблюдение санитарно-гигиенического режима во время болезни.

5.  Оздоровление экологической обстановки в городе, в школе.

Задание 7. В опросе принимало участие 20 человек.

1. Данные о содержании домашних аптечек свидетельствуют о том, что в большинстве аптечек присутствуют болеутоляющие и жаропонижающие средства, спазмолитические, противовоспалительные и общеукрепляющие (витамины).

2.Чемпионами по количеству являются следующие препараты:

Но-шпа (10 уп., 532таб.), витамины (8уп.,380таб.), анальгин (34уп.,340таб.), аспирин (19уп.,190таб.), активированный уголь (18уп.,180таб.), парацетамол (17уп.,170таб.), цитрамон (14уп.,140таб.), фестал (6уп.,60таб.), димедрол(5уп.,50таб,).

3.Истекший срок хранения имеют 8 наименований лекарственных средств, из них в наибольшем количестве: анальгин для инъекций (Юамп.), новокаин для инъекций (12амп.) нитроглицерин (Ютаб.).

В большинстве аптечек лекарств с истекшим сроком хранения не имеется.

4. Большинство семей приобретают лекарства лишь в случае болезни; в 4-х семьях ежемесячно.

5.В числе самых дорогих названы 13, из них бронгинум (Германия), аспирин -кардио (Германия), ранитидин (Болгария), но-шпа (Россия).

В числе самых дешевых — уголь активированный (Россия), аспирин (Россия) и др.

6.В среднем на семью в домашней аптечке хранится лекарств на сумму 253 рубля. Большинство лекарств приобретается без рецепта врача, что свидетельствует о приоритете самолечения.

Задание 8. В опросе приняло участие 22 человека.

1. Из анализа таблицы 1 следует:

Большинство учащихся в квартире чувствуют себя комфортно (оценка 4-5), 6 учащихся не имеют необходимых условий для отдыха(3), 4учащихся не имеют условий для учебы(2).

Большинство опрошенных не удовлетворены состоянием подьездов(2-0), 2 человека удовлетворены (3), 8 человек дали оценки 4-5.

Обстановку в классе большинство учащихся считают комфортной (4-5).По мнению 4-х учащихся в классе неблагоприятные условия для учебы и отдыха(2-1).

В школе чувствуют себя комфортно-15 человек(4-5), четверо удовлетворительно (3), не удовлетворены школой-; человека(1-2).

Из анализа таблицы 2 следует:

17 человек из числа опрошенных довольны состоянием двора дома(4-5), шестеро не удовлетворены обстановкой во дворе (2-3).

Большинство опрошенных чувствуют себя на улице комфортно (4-5),8 человек не удовлетворены обстановкой(2).

Школьный двор большинство опрошенных оценивают высоко(4-5), трое не удовлетворены его состоянием(3-2)(фото 5).

В районе проживания почти все  учащиеся отмечают доброжелательность окружающих, чистоту и порядок (4-5); 7 человек не удовлетворены, в частности условиями для отдыха, занятий спортом (2-3).

Большинство опрошенных положительно оценивают город(5-4), и лишь 4 человека чувствуют себя некомфортно, считают, что в городе не созданы все условия для отдыха, занятий спортом(2-3),у многих горожан отсутствует культура поведения в общественных местах(фото$,7).

2,Из числа опрошенных

-думают остаться в своём городе на всю жизнь.. .-2 человека; -хотели  бы остаться,  но для реализации  планов  придётся уехать-2человека;

-смотря как сложатся обстоятельства,,.-13 человек; -непременно уедут, когда представится возможность-5 чел

 

Заключение

Результаты опроса старшеклассников свидетельствуют о низком уровне развития экологической культуры, пессимистическом отношении некоторых учащихся к вопросу улучшения экологического состояния города.

Для реализации задач настоящего проекта группой- нами разработанапрограмма «Воспитание экологической культуры у младших школьников»,основой которой являются идеи и методические рекомендации ведущихспециалистов НИИ семьи и воспитания РАО , Дежниковой Н.С., ЦветковойИ.В., Симоновой Л.П. (Приложение 1).

Темы проектов по экологии человека для учащихся 1-6 классов,разработанные старшеклассниками, выбирались с учётом желания участвоватьв распространении позитивного опыта общения с объектами природы;творчески перерабатывать информацию экологического содержания:конструировать игры, викторины, изготавливать красочные пособия, выпускать эко-листки, проводить беседы.(фото 11, 12).

Работа по данному проекту позволит нам активно участвовать вформировании эколого- валеологического мышления у учащихся нашейшколы, пропаганде здорового образа жизни, выработке разумныхпотребностей, начиная с младшего школьного возраста.

Образовательно-воспитательные задачи работы заключаются в том, чтобы приизучении теоретического материала и выполнении творческих заданийучащиеся овладевали знаниями по экологии человека, умениями по изучениюгородской среды. Они начинают понимать не только значимостьантропогенных факторов и средообразующую роль человека, но и ролькаждого жителя, отдельной личности в формировании окружающей природнойи социальной среды города, в котором они живут. У учащихся закладываютсяценностные ориентации на основе изучения личностно значимых для каждогоиндивидуума знаний, связанных с изучением собственного образа жизни, формирующего здоровье. Экологическая .культура формируется на „основе,экологической грамотности.

Добавляя комментарий, Вы соглашаетесь с положением об обработке персональных данных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *