Исследовательская деятельность на уроке

1. Тема «Жизнь растений» 6 класс

Опыт «Рост и дыхание проростков»

Цель: показать, что дыхание необходимо для роста проростков.

 

№ пробирки Условия Проверяемые параметры Начало опыта Спустя

2 дня

 

4 воздух

заменен на углекислый газ

длина ростка

длина корня

0,5см

1см

0,8 см

1,5 см

3 длина ростка

длина корня

0,5см

1см

1,8 см

1,5 см

2 воздух есть длина ростка

длина корня

0,5см

1см

8 см

4 см

1 длина ростка

длина корня

0,5см

1см

10 см

5 см

2. Тема «Семя» 6 класс
Вывод. У контрольных растений наблюдается прирост, а у опытных нет.

Опыт 1.  «Необходимость воздуха для прорастания семян»

Условия Опыт Контроль
воздух

тепло

вода

+

+

+

+

+

результат проросли не проросли

Опыт 2. «Необходимость тепла для прорастания семян»

Условия Опыт Контроль
воздух

тепло

вода

+

+

+

+

+

результат проросли не проросли

Опыт 3.  «Необходимость воды для прорастания семян»

Условия Опыт Контроль
воздух

тепло

вода

+

+

+

+

+

результат проросли не проросли

Вывод. Для прорастания семян одновременно необходимы вода, тепло, воздух.

3. Тема «Почва» 6 класс

Опыт «Определение водопроницаемости почвы»

1. Рабочая гипотеза: возможно, что структурная почва обладает большей водопроницаемостью.

Параметры Структурная почва Бесструктурная почва
Объемналитой воды 80 мл 80 мл
Время появления первой капли из воронки 6 мин  Не выявлено
Время окончания фильтрации 10 мин Не выявлено
Объем воды, собравшейся в мерном стакане 20 мл
Высота слоя почвы, смоченного водой 10 см 3см

Вывод: структурная почва обладает более высокой водопроницаемостью, чем бесструктурная.

4. Тема «Жизнь растений» 6 класс

Опыт 1  «Дыхание растений»

Проблемные вопросы:

1.Почему гаснет лучинка при внесении её в банку с растениями?
2.Почему не гаснет лучинка при внесении её в пустую банку?

Вывод: при дыхании растений выделяется углекислый газ, который не поддерживает горение.

 Опыт 2  «Испарение воды листьями»

Проблемный вопрос:
В чем причина появления капелек воды на стенках колбы?

Вывод: листья через устьица испаряют влагу, которая конденсируется на холодных стенках колбы.

5. Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» 6 класс

Лабораторная работа «Видоизменения побегов»

Части побега Клубень Луковица
Стебель утолщённый, на срезе виднывсе слои: кора, камбий,древесина, сердцевина укороченный («донце»); от него отрастают придаточные корни
Листья чешуевидные мясистые, чешуевидные
Почки верхушечные и боковые(«глазки») верхушечные и пазушные

Вывод. Клубень и луковица — подземные видоизменённые побеги.

6. Тема «Фотосинтез» 6 класс

Опыт «Необходимость света для образования крахмала при фотосинтезе»

Стадии научного эксперимента:
а) анализ фактов или теоретических изысканий, на базе которых формулируется проблема;
б) составление гипотез, решающих ее в форме предположений;
в) выявление следствий, которые бы помогли спланировать эксперимент для проверки правильности гипотезы;
г) разработка техники опыта;
д) его реальное проведение;
е) вывод, подтверждающий или опровергающий гипотезу.

7. Тема «Птицы» 7 класс

Опыт «Обнаружение пор в скорлупе куриного яйца»

1. Налить разбавленную тушь в скорлупу от двух яиц (с тупой и с острой стороны).

2. Через 2-3 дня наблюдать, появятся ли снаружи черные точки и в какой части скорлупы.

3. Дать объяснение обнаруженным явлениям.

Вывод. Больше пор расположено в тупом конце скорлупы, где находится воздушная камера.

8. Тема «Строение и функции клетки» 8 класс

Опыт  «Изучение каталитических свойств ферментов»

Цель Опыт Контроль
Доказать, что пероксид водорода расщепляется ферментами клетокпечени животных наблюдаем бурное вспенивание- выделение газа вспенивания не происходит
Доказать, что пероксид водорода расщепляется ферментами клетокмышечных тканей животных наблюдаем вспенивание-выделение газа вспенивания не происходит
Химическая реакция, лежащая в основеопыта       2Н2О2 = 2Н2О + О2↑

Выводы:

1. В живых клетках содержатся ферменты.
2. Каталаза расщепляет пероксид водорода (клеточный яд), защищая организм от отравления.
3. Наиболее эффективно работают ферменты клеток печени.

9. Схема дневника наблюдений

  • Тема опыта.
  •  Цель проведения опыта.
  •  Число повторностей в опыте.
  •  Биологические особенности растения или животного.
  • Календарный план работ  проведения опыта.
  • Содержание выполненных работ и сроки их проведения.
  • Фенологические наблюдения за растением, животным.
  • Выводы по проведённому опыту.
  • Предложения о внедрении результатов опыта в практику.

 

 

 

 

 

 

10. Урок-исследование по теме «Фотосинтез» 6 класс

Проблема:
прав ли И.А. Крылов, обвиняя листья растения в праздности в басне «Листы и Корни»?

 

 

 

11. Урок-путешествие по сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца» 6 класс

12. Тема «Птицы» 7 класс

Какая биологическая ошибка допущена в стихотворении А.Н. Плещеева?

Травка зеленеет, солнышко блестит;
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей…
Прощебечь с дороги нам привет скорей!
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далёких принесла с собой…

(ласточка не ест зёрен, она ловит насекомых на лету)

13. Тема «Экосистемы» 9 класс

Какие биологические и географические ошибки допущены в романсе, который пел вдове Грицацуевой Остап Бендер?

«Где среди пампасов бегают бизоны,
Где над баобабами закаты, словно кровь,
Жил пират угрюмый в дебрях Амазонки,
Жил пират, не верящий в любовь».

(такого места на карте нет)

Добавляя комментарий, Вы соглашаетесь с положением об обработке персональных данных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *