Авторская программа “Я живу на Дону”

Авторская программа

 

Я живу на Дону

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cоставила : Лозовая Надежда Александровна

Учитель начальных классов

высшей категории

 

 

 

 

 

Плох тот народ, который не помнит,

не ценит и не любит своей истории.

В.М. Васнецов

 

Сегодня, в период становления обновленной Российской государственности и переосмысления исторического прошлого остро актуальной является проблема формирования национального, этнического самосознания, научного исторического мировоззрения подрастающего поколения, которые могут стать духовным стержнем возрождения России и россиян. Любовь к Отечеству, к своей “Малой Родине”  — донскому краю, его уникальной истории, тесно переплетающейся с историей России, дает возможность воспитывать лучшие гражданские качества личности, чувства патриотизма.

В связи с тем, что книг о крае, его истории, адрессованых для самостоятельного чтения младших школьников практически нет, поэтому главным в работе по изучению родного края будут слова учителя, экскурсовода, библиотекаря. Изложение материала надо провести через уроки чтения и природоведения, а также через внеклассные мероприятия.

Составление программы обусловлено тем, что новый учебный план прогрессивен в плане широких возможностей построения национально-регионального компонента, а именно уроки внеклассного чтения предусматривает изучение истории края.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс Я живу на Дону является составной частью системы начального естественнонаучного и экологического образования. Он разработан как дополнение к курсу природоведения начальной школы и вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир порождающих воображение и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательностьотзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.

Программа курса, охватывающая самые различные области природоведческого и исторического знаний, представляет для этого большие возможности. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием знаний о родном крае.

Формирование образа “Донского края” как уникального природного дома человеческого, бережного отношения к историческим ценностям края – важнейшая задача курса  “Я живу на Дону”.

 

К числу задач курса относятся также:

 

— обновление содержания образовательного процесса с учетом регионализации;

— формирование познавательных интересов школьников;

— воспитание чувства любви и гордости за свой родной край;

— развитие интересов к культуре Дона, через раскрытие региональных культурных традиций;

— расширение детского кругозора, развитие их воображения;

— последовательное приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней

— оказание помощи ученику, имеющему проблемы в знаниях

— формирование навыков культурного общения и поведения.

Курс также является составной частью учебно-методического комплекса по воспитательной работе. К этой работе учащиеся обращаются в течение двух лет обучения в начальной школе. Кроме того, дети должны будут использовать другие книги, примерный  перечень, которых приведен в программе. Здесь также имеется список дополнительной литературы для учителя.

Организация работы с различного рода детской познавательной литературой должна быть постоянно в центре внимания учителя. Не менее важно проведение на занятиях практических работ – это рассмотрение окаменелостей – остатки ископаемых организмов, работа с готовыми гербариями и коллекциями насекомых, рассмотрение образцов минералов и горных пород, чучел животных и птиц. Предусмотрена также работа с географической картой.

Занятия в классе рекомендуется дополнять экскурсиями в краеведческий музей, библиотеку, экскурсиями в природу, зоопарк.

В целом преподавание курса “Я живу на Дону” позволит полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал природоведческих и исторических знаний, создаст более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.

В содержание курса интегрированы знания из различных областей географии, ботаники, зоологии, экологии. Привлечение доступных сведений позволяет совершать путешествия  во времени: рисует картины жизни на Дону на различных  этапах его развития, дает возможность проследить многие драматические события.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Добавляя комментарий, Вы соглашаетесь с положением об обработке персональных данных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *