Фотосинтез и его значение

Составители:
Черникова С.А., учитель биологии I квалификационной  категории
Сеньковская Г.Н.,  учитель биологии высшей
квалификационной  категории
Тема урока:  Фотосинтез и его значение (6 класс)

Цель урока:

Создать условия для формирования  у учащихся представление о

процессе  фотосинтеза, как об одном из видов питания растений,

используя ИКТ и исследовательскую деятельность

учащихся.

Задачи:                                     

 Обучающие:

  1. Создать условия для формирования  представления о фотосинтезе, как о способе  питания  растений; истории открытия фотосинтеза, об условиях,  необходимых для  этого процесса;

2. Закрепить навык исследовательской деятельности при постановке

и проведения опытов и наблюдений;

3. Продолжить формирование навыка работы с техническими

средствами обучения на уроке биологии.

Развивающие:

1. Продолжить активизацию творческих способностей учащихся

через использование ИКТ.

  1. Развивать  самостоятельность и коммуникативность учащихся,

логическое мышление, умение  анализировать при  выполнении

заданий исследовательского характера.

Воспитывающие:

  1. Продолжить экологическое воспитание школьников: подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни  человека; значение сохранения зеленых растений  как основного источника кислорода на Земле.

 

Мобилизующий момент

-Все знают, кто такой Иван Андреевич Крылов?

(великий,/известный/ русский баснописец)

 -Что он сочинял? (Басни).

Рассказывают такую историю. Как-то раз Крылов неторопливо шел по Летнему саду. Ему нравился этот тенистый уголок Петербурга. Дойдя до конца аллеи он остановился перед высокой липой. Поднял глаза к кроне, удивился множеству листьев и подумал: «Как роскошен зеленый наряд деревьев. И как в общем-то бесполезен». Постоял минуту, другую и вдруг вслух произнес «А что, если…».

В тот же вечер Иван Андреевич  сочинил басню «Листы и корни».

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас».
О чем хотел сказать автор?

-(Что от корней зависит жизнь дерева, а от листьев никакой пользы нет).

-А вот прав ли великий баснописец, или нет, мы попробуем разобраться в течение нашего исследовательского занятия . 

-Ребята сегодня все определения, наблюдения, выводы будем фиксировать в инструктивную карту к занятию, которая лежит перед вами.

-А действительно ли листья только красуются на солнышке и не приносят пользу растению?

-Как вы считаете?

Как  проверяют теоретические предположения?

 (нужно поставить опыт и провести исследование)                                                                                                                      

-Давайте вспомним: Какие вещества входят в состав растений (минеральные: вода и минеральные соли, и органические: жиры, белки, углеводы);

 

-Каким образом поступают  минеральные вещества в растение (из почвы с помощью корней);

-Откуда берутся  органические вещества?  

Где, из каких веществ, при каких условиях в растении образуются органические вещества?

 Выскажите предположения.

Возможно, образуются в стебле. В листьях.

— Вспомним, каково строение листа?(слайд №2)

-Какая ткань в листе является главной, основной..

-А как иначе называется ткань? (фотосинтезирующая)

И это не случайно, процесс который мы  будем изучать -фотосинтез.(Слайд № 3)

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА ?????

(Записываем тему занятия на картах)

Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?» Вспомните, какое органическое вещество мы определяли при помощи йода?

Крахмал .Какая окраска получается при этом? (синяя)

А какие условия необходимы для фотосинтеза?

(Свет )

Один опыт должен проверять лишь  одно условие.

Следовательно, нам предстоит доказать, что на свету в листьях образуется крахмал.

-Как бы вы провели  опыт? В какие условия поставили растение? (растение на свет и в темный шкаф)

— таким образом у нас будет  (опыт и контроль).(На свету и в темноте)                                                               

-Проверим  предположения  и проведем  эксперимент.

— Ход исследования оформляем в таблицу, которая у вас имеется в карте. (Слайд №4)

Посмотрите, какая замечательная изумрудная окраска получилась у спиртовой вытяжки хлорофилла.

 

Познакомимся с параметрами таблицы) Опыт контроль
1.Условия. В какие условия поставили растение? На свету В темноте
2.Чем действуемна обесвеченный лист Йодом Йодом
3.Что наблюдаем Синее окрашивание Нет окрашивания
4.Что обнаружили крахмал Крахмал нет.

В кипящей воде ускоряем доступ к хлоропластам)

-Мы доказали в ходе исследования, что на свету в листьях крахмал образуется, в темноте в листьях крахмал не образуется. В действительности, в начале образуется глюкоза, а из неё крахмал.

Ребята, доказано, что крахмал образуется  только в клетках, содержащих хлоропласты. В тех частях листа, которые не имеют зеленой окраски-крахмал не образуется, и это можно проверить тем же способом.

Общий вывод:

Органические вещества образуются в зеленых листьях, содержащих хлорофилл, при наличии света.

-И так, первую часть проблемного вопроса мы решили.

Давайте найдем ответ на вторую часть вопроса.

Проблемный вопрос:                                                           

Из чего, из каких веществ в листьях образуется крахмал? (Слайд №5)

  • Из окружающей среды поступает вода.
  • Воздух.

Минеральные соли участвуют в образовании других органических веществ-белков и хлорофилла, но это тема других исследований)

-Давайте проведем виртуальный эксперимент,  объясним условия постановки и результаты опыта? Пр.Слайд №2.

Смотрите внимательно и попытайтесь объяснить разницу в опыте и контроле.

-Что было в стаканчике?(щелочь)

-Для чего она ставиться?

 

-Какой газ она поглощает (СО2)

-Каков результат опыта и контроля?

-Почему листья имеют разную окраску.

(Лист не синеет, так как углекислый газ поглотила щелочь)

-Следовательно:

— Крахмал не образовался, потому что не было углекислого газа.

-Учёные доказали, что поглощение растением одних веществ из внешней среды сопровождается выделением других. В природе происходит обмен веществ между живыми организмами и окружающей их внешней средой.                       

— Какое же вещество выделяет растение при фотосинтезе в окружающую среду?

-Кислород

Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород? Давайте подумаем, как поставить опыт?

-Вспомните какой газ поддерживает горение, а какой не поддерживает?

Кислород – это газ, который поддерживает горение, а углекислый газ не поддерживает горения.

-Проверим свои предположения!!!

-Объясните условия постановки и результаты опыта. (Слайд №6)

 

Подведем итоги наших исследований и запишем определение:

Фотосинтез – процесс образования/ органических веществ/ из углекислого газа и воды/ при участии энергии солнечного света. (Слайд №7)

— Для выполнения следующего задания мне нужны помощники.

(Выдаются карточки с обозначением: Кислород, Углекислый газ, Солнце, Вода, Крахмал)

-Какие вещества необходимы для фотосинтеза (СО2 и Н2О).

-Какие вещества образуются в результате фотосинтеза (О2 и крахмал).

-А что мы забыли?-Какое главное условие необходимо для фотосинтеза- свет (солнышко).

Мы создали модель процесса Фотосинтеза.

Растения усваивают солнечную энергию – так осуществляется связь с космосом, вот в чем заключается  планетарное значение фотосинтеза”?

-Садитесь дети, спасибо!

Давайте вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока.

-Так прав ли был великий баснописец ,в том,  что полезны только корни растения, а листья бесполезны?

-В чём была ошибка знаменитого баснописца?

(Ответ: И. А. Крылов высказал мысль о том, что корни выполняют в растении главную роль, а листья, как равно и другие органы – второстепенную «блестящий, но бесполезный труд».

В то время, когда И. А. Крылов писал басню, фотосинтез ещё не был открыт и не была известна роль зелёных листьев в растении.

-Сегодня на занятии мы выступили в роли адвокатов и защитили листья от несправедливого упрека баснописца в праздности, тоже самое сделал на своей лекции Климент Аркадьевич Тимерязев, выдающийся русский ученый, открывший фотосинтез

-В этой книге изложены его лекции о жизни растения.

-А сейчас мы посмотрим, что же в действительности происходит в растении незаметно для нас.

Видео (Два типа питания растений) ФИЛЬМ

-Давайте выполним задания.(Слайд №9)

1.-Объясните результаты опыта Джозефа  Пристли (английский священник, химик, философ, общественный деятель) изображенного на слайде.(Слайд № 10)

2. Сравнить газообмен при фотосинтезе и дыхании. Показать стрелками, какой газ выделяется, а какой поглощается

-Какой газ поглощается при дыхании листьями?

-Может ли человек повлиять на скорость фотосинтеза? (создать условия, поливать, осветить, удобрение вносить, поддувать  углекислый газ)

Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза.

-Для чего человек создает теплицу?

Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.

Выполним  тест

Подпишите фамилию;

Отметьте правильные ответы кружком

Перенесите ответы в таблицу в вашей карте под цифрой № 3.на выполнение теста — 2 мин.

  1. Фотосинтез происходит …

А) в устьицах;

Б) в межклетниках;

В) в хлоропластах,

2.   В процессе фотосинтеза происходит …

А) поглощение кислорода и выделение углекислого газа

Б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.

3.   Крахмал, образующийся в листьях  в процессе фотосинтеза, нужен растению для …

А) выделения его во внешнюю среду;

Б) снабжения им всех частей растения.

4.   Хлорофилл в клетке находится …

А) в ядре;

Б) в пластидах;

В) в цитоплазме.

5.   Крахмал, образующийся в листьях  в процессе фотосинтеза, является …

А) запасным питательным веществом;

Б) побочным продуктом обмена.

Соберем листочки. Оценки за тест будут объявлены  на следующем уроке.

Подведение итога:

Ваше домашнее задание: письменно выполнить задание№4 на карте и вложить карту в тетрадь с печатной основой;

 А устное задание,  вы сможете выбрать сами по своему желанию на цветных листиках.

  1. “Желтые” — прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”.
  2. «Оранжевые»прочитать  параграф учебника, подумать, “Возможен ли фотосинтез в плодах растений? Ответ поясните”.
  3. “Зеленые— прочитать  параграф учебника и выполнить задание: “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”.Выполнив его вы сможете удивить всех на уроке.

-Поднимите листочки, какие задания вы выбрали?

-А вот насколько удачно вы проведете домашнее исследование, вы узнаете на следующем уроке

Рефлексия:

-Какие знания, полученные на занятии вы можете использовать дома, на даче? ( растение -дома, дерево во дворе-О2; на даче -уход)

-Что нового вы узнали о постановке эксперимента? (как сравнивать результаты опыта и контроля)

-Хотели бы вы продолжить исследовательскую работу?

Сегодня на занятии  вы хорошо работали.

Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в мыслить, рассуждать. Последний слайд № 12.

 

 

 

Добавляя комментарий, Вы соглашаетесь с положением об обработке персональных данных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *