Составители:
Черникова С.А., учитель биологии I квалификационной категории
Сеньковская Г.Н., учитель биологии высшей
квалификационной категории
Тема урока: Фотосинтез и его значение (6 класс)
Цель урока:
Создать условия для формирования у учащихся представление о
процессе фотосинтеза, как об одном из видов питания растений,
используя ИКТ и исследовательскую деятельность
учащихся.
Задачи:
Обучающие:
- Создать условия для формирования представления о фотосинтезе, как о способе питания растений; истории открытия фотосинтеза, об условиях, необходимых для этого процесса;
2. Закрепить навык исследовательской деятельности при постановке
и проведения опытов и наблюдений;
3. Продолжить формирование навыка работы с техническими
средствами обучения на уроке биологии.
Развивающие:
1. Продолжить активизацию творческих способностей учащихся
через использование ИКТ.
- Развивать самостоятельность и коммуникативность учащихся,
логическое мышление, умение анализировать при выполнении
заданий исследовательского характера.
Воспитывающие:
- Продолжить экологическое воспитание школьников: подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; значение сохранения зеленых растений как основного источника кислорода на Земле.
Мобилизующий момент
-Все знают, кто такой Иван Андреевич Крылов?
(великий,/известный/ русский баснописец)
-Что он сочинял? (Басни).
Рассказывают такую историю. Как-то раз Крылов неторопливо шел по Летнему саду. Ему нравился этот тенистый уголок Петербурга. Дойдя до конца аллеи он остановился перед высокой липой. Поднял глаза к кроне, удивился множеству листьев и подумал: «Как роскошен зеленый наряд деревьев. И как в общем-то бесполезен». Постоял минуту, другую и вдруг вслух произнес «А что, если…».
В тот же вечер Иван Андреевич сочинил басню «Листы и корни».
В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас».
—О чем хотел сказать автор?
-(Что от корней зависит жизнь дерева, а от листьев никакой пользы нет).
-А вот прав ли великий баснописец, или нет, мы попробуем разобраться в течение нашего исследовательского занятия .
-Ребята сегодня все определения, наблюдения, выводы будем фиксировать в инструктивную карту к занятию, которая лежит перед вами.
-А действительно ли листья только красуются на солнышке и не приносят пользу растению?
-Как вы считаете?
Как проверяют теоретические предположения?
(нужно поставить опыт и провести исследование)
-Давайте вспомним: Какие вещества входят в состав растений (минеральные: вода и минеральные соли, и органические: жиры, белки, углеводы);
-Каким образом поступают минеральные вещества в растение (из почвы с помощью корней);
-Откуда берутся органические вещества?
Где, из каких веществ, при каких условиях в растении образуются органические вещества?
Выскажите предположения.
Возможно, образуются в стебле. В листьях.
— Вспомним, каково строение листа?(слайд №2)
-Какая ткань в листе является главной, основной..
-А как иначе называется ткань? (фотосинтезирующая)
И это не случайно, процесс который мы будем изучать -фотосинтез.(Слайд № 3)
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА ?????
(Записываем тему занятия на картах)
—Предположим, что органическое вещество образуется в листьях, но как его обнаружить?» — Вспомните, какое органическое вещество мы определяли при помощи йода?
— Крахмал .Какая окраска получается при этом? (синяя)
А какие условия необходимы для фотосинтеза?
(Свет )
Один опыт должен проверять лишь одно условие.
Следовательно, нам предстоит доказать, что на свету в листьях образуется крахмал.
-Как бы вы провели опыт? В какие условия поставили растение? (растение на свет и в темный шкаф)
— таким образом у нас будет (опыт и контроль).(На свету и в темноте)
-Проверим предположения и проведем эксперимент.
— Ход исследования оформляем в таблицу, которая у вас имеется в карте. (Слайд №4)
Посмотрите, какая замечательная изумрудная окраска получилась у спиртовой вытяжки хлорофилла.
Познакомимся с параметрами таблицы) | Опыт | контроль |
1.Условия. В какие условия поставили растение? | На свету | В темноте |
2.Чем действуемна обесвеченный лист | Йодом | Йодом |
3.Что наблюдаем | Синее окрашивание | Нет окрашивания |
4.Что обнаружили | крахмал | Крахмал нет. |
В кипящей воде ускоряем доступ к хлоропластам)
-Мы доказали в ходе исследования, что на свету в листьях крахмал образуется, в темноте в листьях крахмал не образуется. В действительности, в начале образуется глюкоза, а из неё крахмал.
Ребята, доказано, что крахмал образуется только в клетках, содержащих хлоропласты. В тех частях листа, которые не имеют зеленой окраски-крахмал не образуется, и это можно проверить тем же способом.
Общий вывод:
Органические вещества образуются в зеленых листьях, содержащих хлорофилл, при наличии света.
-И так, первую часть проблемного вопроса мы решили.
— Давайте найдем ответ на вторую часть вопроса.
Проблемный вопрос:
—Из чего, из каких веществ в листьях образуется крахмал? (Слайд №5)
- Из окружающей среды поступает вода.
- Воздух.
Минеральные соли участвуют в образовании других органических веществ-белков и хлорофилла, но это тема других исследований)
-Давайте проведем виртуальный эксперимент, объясним условия постановки и результаты опыта? Пр.Слайд №2.
Смотрите внимательно и попытайтесь объяснить разницу в опыте и контроле.
-Что было в стаканчике?(щелочь)
-Для чего она ставиться?
-Какой газ она поглощает (СО2)
-Каков результат опыта и контроля?
-Почему листья имеют разную окраску.
(Лист не синеет, так как углекислый газ поглотила щелочь)
-Следовательно:
— Крахмал не образовался, потому что не было углекислого газа.
-Учёные доказали, что поглощение растением одних веществ из внешней среды сопровождается выделением других. В природе происходит обмен веществ между живыми организмами и окружающей их внешней средой.
— Какое же вещество выделяет растение при фотосинтезе в окружающую среду?
-Кислород
— Как доказать, что в процессе фотосинтеза выделяется кислород? Давайте подумаем, как поставить опыт?
-Вспомните какой газ поддерживает горение, а какой не поддерживает?
Кислород – это газ, который поддерживает горение, а углекислый газ не поддерживает горения.
-Проверим свои предположения!!!
-Объясните условия постановки и результаты опыта. (Слайд №6)
—Подведем итоги наших исследований и запишем определение:
Фотосинтез – процесс образования/ органических веществ/ из углекислого газа и воды/ при участии энергии солнечного света. (Слайд №7)
— Для выполнения следующего задания мне нужны помощники.
(Выдаются карточки с обозначением: Кислород, Углекислый газ, Солнце, Вода, Крахмал)
-Какие вещества необходимы для фотосинтеза (СО2 и Н2О).
-Какие вещества образуются в результате фотосинтеза (О2 и крахмал).
-А что мы забыли?-Какое главное условие необходимо для фотосинтеза- свет (солнышко).
Мы создали модель процесса Фотосинтеза.
Растения усваивают солнечную энергию – так осуществляется связь с космосом, вот в чем заключается планетарное значение фотосинтеза”?
-Садитесь дети, спасибо!
—Давайте вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока.
-Так прав ли был великий баснописец ,в том, что полезны только корни растения, а листья бесполезны?
-В чём была ошибка знаменитого баснописца?
(Ответ: И. А. Крылов высказал мысль о том, что корни выполняют в растении главную роль, а листья, как равно и другие органы – второстепенную «блестящий, но бесполезный труд».
— В то время, когда И. А. Крылов писал басню, фотосинтез ещё не был открыт и не была известна роль зелёных листьев в растении.
-Сегодня на занятии мы выступили в роли адвокатов и защитили листья от несправедливого упрека баснописца в праздности, тоже самое сделал на своей лекции Климент Аркадьевич Тимерязев, выдающийся русский ученый, открывший фотосинтез
-В этой книге изложены его лекции о жизни растения.
-А сейчас мы посмотрим, что же в действительности происходит в растении незаметно для нас.
Видео (Два типа питания растений) ФИЛЬМ
-Давайте выполним задания.(Слайд №9)
1.-Объясните результаты опыта Джозефа Пристли (английский священник, химик, философ, общественный деятель) изображенного на слайде.(Слайд № 10)
2. Сравнить газообмен при фотосинтезе и дыхании. Показать стрелками, какой газ выделяется, а какой поглощается
-Какой газ поглощается при дыхании листьями?
-Может ли человек повлиять на скорость фотосинтеза? (создать условия, поливать, осветить, удобрение вносить, поддувать углекислый газ)
Все эти условия увеличивают скорость фотосинтеза.
-Для чего человек создает теплицу?
Для более быстрого роста и развития растений, образования плодов и семян.
Выполним тест
Подпишите фамилию;
Отметьте правильные ответы кружком
Перенесите ответы в таблицу в вашей карте под цифрой № 3.на выполнение теста — 2 мин.
- Фотосинтез происходит …
А) в устьицах;
Б) в межклетниках;
В) в хлоропластах,
2. В процессе фотосинтеза происходит …
А) поглощение кислорода и выделение углекислого газа
Б) поглощение углекислого газа и образование кислорода.
3. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, нужен растению для …
А) выделения его во внешнюю среду;
Б) снабжения им всех частей растения.
4. Хлорофилл в клетке находится …
А) в ядре;
Б) в пластидах;
В) в цитоплазме.
5. Крахмал, образующийся в листьях в процессе фотосинтеза, является …
А) запасным питательным веществом;
Б) побочным продуктом обмена.
Соберем листочки. Оценки за тест будут объявлены на следующем уроке.
Подведение итога:
Ваше домашнее задание: письменно выполнить задание№4 на карте и вложить карту в тетрадь с печатной основой;
А устное задание, вы сможете выбрать сами по своему желанию на цветных листиках.
- “Желтые” — прочитать текст в учебнике “Воздушное питание растений”.
- «Оранжевые» —прочитать параграф учебника, подумать, “Возможен ли фотосинтез в плодах растений? Ответ поясните”.
- “Зеленые— прочитать параграф учебника и выполнить задание: “Происходит ли фотосинтез у красных водорослей ?”.Выполнив его вы сможете удивить всех на уроке.
-Поднимите листочки, какие задания вы выбрали?
-А вот насколько удачно вы проведете домашнее исследование, вы узнаете на следующем уроке
Рефлексия:
-Какие знания, полученные на занятии вы можете использовать дома, на даче? ( растение -дома, дерево во дворе-О2; на даче -уход)
-Что нового вы узнали о постановке эксперимента? (как сравнивать результаты опыта и контроля)
-Хотели бы вы продолжить исследовательскую работу?
—Сегодня на занятии вы хорошо работали.
Вы очаровали меня своими знаниями, умением работать в мыслить, рассуждать. Последний слайд № 12.
Добавляя комментарий, Вы соглашаетесь с положением об обработке персональных данных