Взаимоотношения с родителями – залог успешной учёбы детей и развития их творческого потенциала.

 

(Слайд № 2).

Заветное желание родителей – чтобы их дети, не боясь трудностей, учились с увлечением!

(Слайд № 3).Специалисты обнадеживают: есть действенные стратегии, позволяющие  мотивировать  ребенка к учебе в  старших классах.

Ваш ребенок отчаивается, столкнувшись с первой же трудностью, невнимателен, не старается?.. Учителя и психологи подтверждают: современные дети теряют интерес к учебе все раньше. Родители в панике: 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учебе самой серьезной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в своих детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учеба в школе необходима для будущей успешной карьеры.

Сами родители, возможно, учились еще в советской школе и были более дисциплинированными учениками, но им вряд ли больше хотелось учиться, чем их детям. Просто ими было легче управлять: «Надо так надо». Что изменилось сегодня? Жесткая дисциплина ушла, и отсутствие интереса к учебе стало более очевидным. Кроме того, ускорился ритм жизни. Сегодня, чтобы вовлечь ученика в процесс учебы, необходимо больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной жизнью. Пора пробудить детей от школьной летаргии!

У каждого ребенка есть потребность в развитии. Все дети любознательны, но мы, взрослые, их любопытство, как и самостоятельность, скорее не поощряем. А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует ответственность за себя самого. Влияние родителей опосредованное (мы не в силах заставить ребенка испытывать интерес), но именно мы можем «запускать» интеллектуальную активность, предлагая ему то, что увлекает нас самих. Ситуацию осложняет влияние современной культуры: сегодня предполагается, что удовольствие, успех должны последовать мгновенно. Получается, что родители дают своим детям противоречивую установку – поощряют немедленное удовлетворение любых желаний, но требуют усидчивости. Лишь направляя интерес ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, можно изменить ситуацию.

(Слайд № 4).

Что нужно, чтобы у ребенка возникла мотивация?

  • Интерес и смысл учиться: ему необходимо ощущать удовольствие от того, чем он занимается, и понимать, для чего он это делает.
  • Умение ставить цели и достигать их, то есть планировать, концентрироваться, контролировать свои действия.
  • Вера в себя, понимание, что успех зависит от него самого.
  • Настойчивость в преодолении трудностей, решимость довести начатое до конца.

Мотивировать будущим результатом, возможностью поступить в вуз, получить хорошую работу  старшеклассников можно. Значит, родителям, несмотря на занятость, нужно  проявлять интерес к  школьной жизни ребенка, пусть даже и повзрослевшего, что, к сожалению, бывает нечасто.  Стать репетитором по всем предметам – не выход из положения. Ведь никому не под силу оставаться непредвзятым по отношению к своему ребенку: сохранять невозмутимость мешают эмоции и причины из бессознательного.

(Слайд № 5).

Домашнее задание? Родители, внимание!

Всем хочется, чтобы у ребёнка не было с этим проблем: задания легко выполнялись, оценки всех радовали.

А если дела обстоят не столь благополучно, как тогда родителям помочь своим детям преодолеть многие трудности, с которыми им придётся столкнуться? Как вести себя, чтобы добиться положительных результатов?

Взрослым необходимо позаботиться о том, чтобы создать ребёнку благоприятные условия для занятий. Он должен делать уроки в определённом удобном, привычном для него месте, имея под рукой всё необходимое.

Тишина и правильный режим занятий – необходимые условия для продуктивной работы. Это известные истины. Однако есть некоторые возможные ситуации, на которые нужно обратить внимание, прежде чем ваш ребёнок сядет за уроки.

(Слайд № 6).

1. Не встречайте сына или дочь, возвратившихся из школы, напоминаниями о том, что необходимо вовремя выполнить уроки. Есть немало других, более интересных для ребенка тем.

2. Не начинайте бесед с детьми с ворчливых припоминаний их прошлых неудач: этим вы сразу отталкиваете ребенка! Ответная его мысль, если он сможет контролировать свои мысли и переживания, будет следующей: «И поговорить родителям со мной не о чем. Кроме упреков, ничего от них не дождешься».

3. Не опекайте ребёнка на каждом шагу, не нервируйте его своими чрезмерными заботами, особенно в те моменты, когда вы оба неспокойны, взвинчены. Успокойтесь сначала сами и дайте успокоиться ему.

(Слайд № 7).

4. «Не стойте над душой» перед началом уроков. Дайте возможность ему начать работу самому, даже если он «тянет резину». Не превращайте приготовление уроков в повинность или, что еще хуже, в наказание за предшествующие промахи!

5. Не пугайте ребенка предстоящими трудностями. Этим вы только снижаете уровень его активности.

6. Не давайте ребёнку в этот момент других поручений, не мешайте ему посторонними разговорами. Пусть он видит, что вы уважительно и серьёзно относитесь к его урокам. Тогда и у него будет формироваться ответственное отношение к делу.

Не отвлекайте ребенка во время приготовления уроков вопросами, не имеющими отношения к данному материалу. Воздерживайтесь от интересных разговоров с другими членами семьи. Вспомните, как охотно мы сами отвлекаемся на постороннее во время работы.

Не упускайте случая похвалить  подростка! Даже если работа выполнена неверно, усилия определенные он затратил, и всегда можно найти какую-то малость в работе, достойную похвалы. Иногда достаточно беглого знака, выражающего вашу одобрительную реакцию.

(Слайд № 8).

Внушите ребёнку, что смысл его учения – прочные знания и честно заработанные оценки. Не очень приятное впечатление производят ученики, выпрашивающие хорошие оценки.

(Слайд № 9).

И здесь уместно напомнить слова В.А. Сухомлинского о том, что с детства в каждом из нас «горит огонёк желания быть хорошим» и «огонёк желания хорошо выполнить задание». Задача родителей – не дать погаснуть этому огоньку, приучить детей к самостоятельности и ответственности. И тогда их стремление помочь ребёнку приведёт к ожидаемым результатам.

(Слайд № 10).

Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

К подростковому возрасту интерес у учению снижается, и во многом это объясняется сложными взаимоотношениями «повзрослевших» детей со взрослыми.

Подростков 13-15 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы.

(Слайд № 11).

Ребятам свойственны:

  • тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
  • частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
  • повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
  • стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
  • отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
  • падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
  • демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.

(Слайд № 12).

Как следует обращаться с подростком:

  • помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
  • выделяйте деньги на карманные расходы, но при этом ненавязчиво контролируйте их;
  • в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
  • объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
  • учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
  • будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.

(Слайд № 13).

 

Никогда

 

  • не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
  • не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
  • не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
  • не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
  • не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
  • не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
  • не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе;
  • делитесь с ними удачами, успехами и проблемами, спрашивайте совета;
  • давайте в доме пристанище ребенку и его компании;
  • будьте готовы к тому, что Ваш повзрослевший ребенок вступит в интимные отношения или приобретет вредные привычки;
  • в случае возникновения серьезных проблем, помогайте своим детям найти выход, убеждайте, что есть люди с другими, предпочтительными интересами;
  • доказывайте ребенку, что он(а) обладает хорошими качествами, которые следует активно развивать;
  • не навязывайте свою волю в выборе друзей, внешнего вида (прически, одежды, макияжа и пр.), определении поля деятельности для самореализации, в том числе профессиональной, (если в чём-то не согласны, тактично добивайтесь своего);
  • не принуждайте сына или дочь к откровенности; если Вы не будете «давить», то они сами придут к Вам со своими проблемами.

(Слайд № 14).

Помните, что дети учатся жить у жизни.

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

(Слайд № 15).

НО

если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

если ребенка хвалят, он учится быть благородным;

если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

(Слайд № 16).

 

Каждый ребенок имеет право

  • просить о помощи и эмоциональной поддержке;
  • иметь собственное мнение и убеждения;
  • совершать ошибки, пока не найдено правильное решение;
  • говорить «нет, спасибо», «извините, нет»;
  • побыть в одиночестве, даже если другие хотят его общества;
  • добиваться перемены договоренности, которая его не устраивает.

(Слайд № 17).

 

 

 

Вместе с тем ребенок не обязан:

  • быть безупречным на 100%;
  • любить людей, приносящих ему вред;
  • извиняться за то, что был самим собой;
  • выбиваться из сил ради других;
  • чувствовать себя виноватым за свои желания;
  • выполнять неразумные требования;
  • нести на себе тяжесть неправильного поведения своих товарищей

В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном, но неуклонно растущем равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Подростковый возраст  время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых.
В глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

(Слайд № 18).

В связи с этим можно выделить 5 типов семей, в зависимости от царящей в них обстановки:

1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми.

Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают. В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т. д. А дети  к мнению близких в других, более существенных, вопросах.

2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера.

В таких семьях существует определенная дистанция между старшими и младшими. Дети растут обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми, послушными. Редко заявляют о своей независимости. Родители следят за развитием детей, интересуются их жизнью, пытаются оказать влияние в силу собственных культурных возможностей. В этих семьях бывают конфликты, но они открыты и сразу же разрешаются. От родителей здесь ничего не скрывают, им верят.

3.  Большая группа семей, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. Материальное обеспечение далеко не всегда удовлетворяет запросы старшеклассников, многие из этих запросов родители просто не считают достойными внимания. Явно виден конфликт между родителями и детьми. У этих ребят есть все необходимое для жизни: одежда, аудио-, видеотехника и т. д. У детей в таких семьях есть отдельная комната, но там дорогая мебель, расставлена она строго и нет возможности ее передвинуть, переставить. “Развести в комнате грязь” также запрещено. Родители пренебрегают увлечениями детей, а это создает определенный барьер между ними. Девиз у таких родителей: “Не хуже других”.

4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство.

В таких семьях всегда существует конфликт между повзрослевшими детьми и родителями. Иногда он скрытый, периодически прорывающийся наружу. У подростков из таких семей устанавливается стойкая враждебность к родителям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром.

5. Критическая обстановка в семье.

Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Дети же ведут себя вызывающе. Они считают, что “предки”  это люди, у которых все позади. Их раздражают отсталые вкусы родителей. И близкие взрослые становятся “механизмом” для обеспечения потребностей и ограничения свободы. А если, в семьях пьют один или оба родителя? Влияние такой семьи пагубно,  оно является причиной многих преступлений подростков. Подросток ощущает заброшенность, ненужность, часто появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим. Атмосфера напряженная, критическая.

Позиция старшеклассника в семье во многом  определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. На самом же деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией. Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Взрослые и дети также расходятся во мнениях о том, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. И это не случайно. Родители выросли в других условиях. В результате теряется контакт и уважение. Происходит разрыв в отношениях.

(Слайд № 19).

Кто же должен сделать первый шаг к  примирению?

В большинстве случаев  родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении.

(Слайд № 20).

Первая задача родителей – найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

(Слайд № 21).

Вторая задача – сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро “схватывают” сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

(Слайд № 22).

Третья задача – взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия. Причем юношам и девушкам часто легче поговорить о проблемах с взрослым, чем с ровесником. Перед родителями легче проявить беспомощность, слабость, незащищенность. Если, конечно, в семье нет эмоционального напряжения. Если же это напряжение присутствует, не избежать конфликтов.

(Слайд № 23).

Любите друг друга!

Не стесняйтесь говорить об этом, научитесь выражать  свою любовь словами. И тогда многих проблем во взаимоотношениях с детьми можно будет избежать.

Добрые, дружеские отношения с родителями  – залог успешной учёбы детей и развития их творческого потенциала.

Сегодняшний разговор мне бы хотелось завершить стихотворением «Берегите своих детей!»

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног,
Совладать с нею нет мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка,
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите.
Это счастье, короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают, как снег весной,
Промелькнут дни златые эти,
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями из детства,
С грустью вспомните о былом,
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться,
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,

Берегите, пожалуйста, детство.

(Слайд № 24).

 

Рефлексия. Синквейн по теме собрания.

Презентация по теме «Взаимоотношения с родителями»

 

Добавляя комментарий, Вы соглашаетесь с положением об обработке персональных данных

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *