Март 2011 года
Мастер- класс
«Использование технологии исследовательской деятельности во внеурочной работе»
Девиз:
«От творчества учителя к творчеству ученика»
Вступление:
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предлагается мастер- класс на тему «Использование технологии исследовательской деятельности во внеурочной работе».
Сегодня мы с Вами пройдем по ступеням научного исследования, т.к. даже небольшое школьное исследование опирается на научные факты.
Итак, мы разрабатываем проект «Исследование продуктов питания на содержание нитратов».
Определение проблемы:
В последнее время проявляется большой интерес к остаточным количествам нитратов в продуктах питания и к тем нарушениям в состоянии здоровья человека, которые могут быть вызваны нитратным загрязнением. В связи с тем, что производители сельскохозяйственной продукции в погоне за большим урожаем значительно превышают дозы вносимых азотных удобрений, избыток их накапливается в овощах и фруктах, которые мы используем в пищу. Этими обстоятельствами и обусловлен выбор темы нашего исследования.
Выдвижение гипотез:
- Нитраты – очень вредные для здоровья вещества, поэтому необходимо резко уменьшить потребление растительной продукции.
- Много лет мы ничего не знали о нитратах, употребляли овощи и фрукты в больших количествах, как советовали диетологи, поэтому нечего бояться нитратов, и обращать внимание на публикации в прессе.
Обсуждение (Мозговой штурм): Какие вопросы для себя мы поставим?
- Зачем удобрения вносят в почву?
- Как они попадают в овощи и фрукты?
- Можно ли без них обойтись?
- Как узнать, какие овощи и фрукты есть, а какие не есть?
- Как защититься от нитратов?
- Какой от них вред?
Определение задач исследования: Как решить эти вопросы?
- Нужно изучить литературные источники.
- Нужно провести опрос населения об отношении к проблеме нитратного загрязнения продуктов питания.
- Нужно исследовать продукты, которые мы употребляем в пищу ежедневно.
- С какими продуктами в организм поступает наибольшее количество нитратов?
Исследование:
I этап. Анкетирование. (Приложение 1)
II этап. Работа в группах:
- «Агрохимики» решают проблему: Токсичность нитратов в питании человека и пути снижения нитратов в растениеводческой продукции (работа с литературными источниками). (Приложение 2)
- «Исследователи» проводят оценку качества продуктов питания. (Измерение содержания нитратов в продуктах питания, приобретенных на рынках, в магазинах и аптеках г. Новочеркасска, прибором «Персональный электронный «Нитрат- тестер» (ООО «Соэкс» Россия, Санкт-Петербург). Оценка качества продуктов питания производилась в соответствии с Нормами ПДК нитратов, согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ.)
- «Врачи- диетологи» разрабатывают суточную норму потребления продуктов с учетом норм ПДК. (Работа с таблицами). (Приложение 3).
- «Врачи- гигиенисты» разрабатывают Памятку «Как защититься от нитратов?» (Работа с материалами Internet).
III. этап. Оформление проекта.
Представим себе, что мы произвели несколько повторностей измерений, обработали результаты исследований: провели анализ, сравнение опытных данных с контрольными (Нормы ПДК нитратов), сформулировали выводы, разработали предложения и представили свой проект на конкурс.
IV этап. Афиширование. (Деловая игра «Заседание Ученого совета»).
Защита проекта на соискание звания «Юный исследователь»:
- Доклад
- Выступление оппонентов
- Выступление рецензентов
- Заключение Ученого совета
Рефлексия:
Какие технологии, методические приемы использовались при проведении мастер-класса?
- исследовательская деятельность:
- постановка проблемы
- выдвижение гипотез
- проверка гипотез — исследование
- практическая работа (опыт — контроль)
- анализ и сравнение результатов
- проектная деятельность:
- создание продукта проекта (печатная работа)
- афиширование (защита)
- технология развития критического мышления:
- мозговой штурм
- работа с текстом (создание кластеров)
- групповая деятельность
- Деловая игра (моделирование процесса – заседания Ученого совета).
Голосование:
Выразите свое отношение к технологии исследовательской деятельности (стикерами)
зеленый — организую с учащимися исследование в полном объеме
желтый — буду использовать элементы технологии на уроках и во внеклассной работе
красный — мне это не интересно
Январь 2011 года
Исследовательская деятельность учащихся на уроках
и во внеклассной работе
Формирование учебно-познавательной компетентности школьника- готовности к самостоятельной познавательной деятельности (целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности), использованию различных аналитических и измерительных навыков, вероятностных, статистических и иных методов познания возможно путем овладения технологией проектной, учебно– исследовательской деятельности, прогностическими умениями (прогнозирование, предсказание).
Систематическое изложение принципов учебного исследования было предпринято Дж. Бруннером в 60-е годы прошлого века (США). В отечественной педагогике учебное исследование изучалось, в основном, в рамках проблемного обучения и особенно самостоятельной деятельности учащихся (М.А. Данилов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, Т.И. Шамова и др.). Под исследовательским обучением понимается «обучение, в котором учащийся ставится в позицию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного учителем». В рамках такого подхода актуальны проблемы, связанные с непосредственным опытом учащихся, их жизненными интересами и потребностями.
В современной педагогике выделяют три уровня реализации исследовательского обучения:
— педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения. А само решение предстоит найти учащемуся самостоятельно;
— педагог ставит проблему, но сам метод ее решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск);
— постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимися самостоятельно.
Использование исследовательских методов включает:
— определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
— выдвижение гипотезы их решения;
— обсуждение методов исследования;
— оформление конечных результатов;
— анализ полученных данных;
— подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта, оценка процесса).
Для того, чтобы успешно управлять любой деятельностью необходимо овладеть принципами организации данного процесса.
Рассматривая исследовательскую деятельность как процесс, мы определяем принципы такой деятельности, как нормативные регулятивы педагогического руководства, рекомендации к наиболее целесообразному поведению педагога, как условия реализации выявленных закономерностей, при соблюдении которых повышается целостность воспитательного процесса.
Какова роль учителя в организации исследовательской деятельности учащихся?
Это управление процессом появления и преодоления затруднений, прогнозирование их появления, активизация мировоззренческих позиций в учебном процессе.
При определении задач и конкретных методических приемов осуществления педагогической поддержки мы исходим из индивидуальных особенностей школьников, осознания ими самими проблем и затруднений в исследовательской деятельности.
Исследовательскую деятельность необходимо нормировать и технологизировать. Это требование к педагогу,- организатору исследовательской деятельности учащихся, также нужно помнить о подготовке своих воспитанников к ведению дискуссии, прдставлению результатов своих исследований.
Если педагог в своей образовательной программе, по которой он работает, ставит цель — обучить учащегося методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться учащемуся через решение задач научного характера в его научной теме, то такая деятельность учащегося будет научно- исследовательской.
В зависимости от подготовки класса мы варьируем место предъявления учебно- познавательной задачи: после объяснения учебного материала учителем, и тогда учащиеся выполняют действия сомостоятельно под контролем учителя – в виде дискуссионного обсуждения возможных вариантов решения. В иных классах мы переносим постановку исследовательских задач в среднюю часть урока (объяснение темы), и, к сожалению, очень редко в его начало. В таком случае повышается активность, заинтересованность, и самостоятельность учащихся. Так, на уроке химии по изучению закона сохранения массы веществ мы предложили учащимся описать схему установки для проведения опыта. Последовало немало вариантов, и когда, наконец, один ученик предложил вести эксперимент в запаянном сосуде (это правильно!), радости учителя не было предела — мы прошли путем М. Ломоносова. Т.о., учебное исследование должно опираться на научный факт.
Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий в нашей работе стали проблемные мини- эксперименты. Это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму (выполнение лабораторной работы по инструктивной карточке); а при изучении ароморфозов и идиоадаптаций у организмов удачно проходит исследование материала по причинно- следственному алгоритму, организованное в группах.
На уроках по выявлению статистических закономерностей модификационной изменчивости мы знакомим учащихся со статистическими методами обработки результатов исследования. При решении расчетных задач по генетике мы определяем % вероятностей событий; при исследовании формулы расщепления третьего закона Г. Менделя при дигибридном скрещивании (9 : 3 : 3 : 1) учащиеся высказали предположения, а затем доказали, что это модификация формулы квадрата суммы двух чисел (3 + 1), а затем вывели общую формулу для n признаков (3 + 1).
Педагогическая поддержка при преодолении экспериментальных затруднений выражается в разъяснении учащимся преимуществ групповой, совещательной формы работы, даче советов и рекомендаций по поводу дополнительной литературы, а также в организации взаимодействий между учащимися и между учащимися и педагогом.
На практике учащимся при проведении эксперимента требуется иногда помощь преподавателя в виде подсказки, совета, например, использования аналогии парадигмы (два объекта обладают несколькими общими признаками; предполагается, что если один из них обладает еще одним свойством, то и другой будет им обладать; затем проверяется достоверность предположения). Этот прием удачно применяется нами при доказательстве побегового происхождения подземных образований: клубней, корневищ, луковиц; изучении строения и функций нуклеиновых кислот, митохондрий и хлоропластов.
Часто исследование предполагает интеграцию предметов; и наиболее удачными в нашей практике были уроки биологии и литературы, в которых мы отталкивались от литературных произведений. Это, прежде всего, «Урок- путешествие на болото» (по сказке- были М. Пришвина «Кладовая солнца»), проведенный совместно с учителем литературы Шурышкиной Л.А., а также «Проблемы нравственного выбора в науке и литературе» по роману В. Дудинцева «Белые одежды» и биографии выдающегося отечественного генетика и организатора селекции Н.И Вавилова. Сейчас мы готовим урок с применением исследовательской технологии по теме «Фотосинтез», где предлагаем детям исследовать проблему: Прав ли И.А. Крылов, обвиняя листья растения в праздности в басне «Листы и корни».
Давно пытаемся заинтересовать учащихся темой исследования родословной А.С. Пушкина, но безуспешно, а вот исследование родословной семьи последнего российского царя учащиеся осуществили успешно и подготовили презентацию, которую мы используем в своей работе.
Считаю, что технология педагогической мастерской также имеет исследовательскую направленность. К сожалению, лишь однажды она была применена нами в классическом виде на уроке в 11 классе по теме «Биосинтез белка», но это был класс с очень высоким потенциалом мыслительной и познавательной деятельности.
Занятие исследовательской деятельностью предполагает освоение учащимися материала, выходящего за рамки школьного учебника, в ряде случаев высокого уровня сложности. Это внеурочные проекты, с которыми на протяжении ряда лет мы участвовали в городских экологических конкурсах исследовательских проектов: «Лишайники- биоиндикаторы чистоты воздуха», «Изучение человека в городской среде», «Зеленые спутники человека», «Изучение причин нарушения зрения и разработка мер его профилактики», «Домашние любимцы», в которых обязательно присутствуют все компоненты исследовательского проекта:
- постановка проблемы;
- обоснование выбора темы исследования и его актуальности;
- обзор литературных источников по теме исследования;
- описание методики исследования;
- анализ результатов;
- выводы и предложения.
Исследовательская деятельность представляет одну из весьма продуктивных моделей образования — трансляции, помимо чисто предметного содержания, культурных норм и ценностей от старшего поколения к младшему.
Учитель должен быть компетентным в вопросе организации исследовательской деятельности учащихся.
Задача исследовательской деятельности заключается в организации условий в образовательном учреждении, позволяющих наиболее полно реализовать мировоззренческие позиции и воплотить их в социальные роли, позволяющие создать эффективную образовательную среду. Одним из таких условий является работа УНО (ученического научного общества).
В заключении приведем высказывание выдающегося немецкого педагога 19 века Адольфа Дистервега, котого называют учителем всех немецких учителей: «Плохой учитель преподносит истину, хороший- учит ее находить».
Метод проекта дает хорошие результаты
при работе с одаренными детьми.
Проект многогранен.
Проект эффективен.
Проект перспективен.
Проект неисчерпаем.
Спасибо за рекомендации