Представляю вашему вниманию тьюторство как ключевую педагогическую технологию индивидуализации образования.
«Тьютор» — означает «домашний учитель, репетитор (школьный), наставник, опекун. (Слайд 1)
Тьюторство как одна из форм наставничества возникло в первых британских университетах – в Оксфордском (XII в), Кембриджском (XIII в). В 1115 году Оксфордский университет сделал первый выпуск тьюторов.
Пребывание в университете не считалось формальным приобретением знаний. Основным процессом получения университетского образования был процесс самообразования, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения самообразования.
Что касается нашей системы образования, то с XVII века и до недавнего времени в ее основе лежало учение Яна Амоса Каменского — «научить всех и всему, используя индивидуальный подход», суть которого сводилась к следующему. Предположим, (слайд 2) в вашем классе имеются три абстрактных ученика. Используя индивидуальный подход, каждого из этих учеников мы должны привести к определенным унифицированным знаниям.
Европейское образование строится не на индивидуальном подходе, а на индивидуализации образования. Что здесь главное? Предположим, (слайд 3) что мы имеем тех же самых учеников, но по данной технологии мы каждого ученика приводим к знаниям, актуальным для данного конкретного ученика.
Таким образом, индивидуальный подход в образовании и индивидуализация образования – это две разные технологии.
Необходимость перехода школ на технологии, ориентированные на индивидуализацию обучения, и !!самореализацию!! обучающихся определено Правительством РФ в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Хотим мы того или нет, мы вынуждены будем перейти от авторитарной школы с индивидуальным подходом, когда каждого ученика мы должны привести к одинаковым, унифицированным знаниям, к индивидуализации образования, когда каждого ученика мы должны будем привести к знаниям, актуальным именно для него.
Тьюторство рассматривается как ключевая педагогическая технология индивидуализации образования.
В настоящее время еще не разработана нормативно-правовая база введения тьюторства в массовые школы, в штатном расписании нет такой должности – тьютор. Однако в рамках гуманитарной парадигмы образования и при действующем штатном расписании учитель, классный руководитель, психолог, социальный педагог – каждый на своем уровне – может осуществлять тьюторское сопровождение обучающихся.
На уровне начальной школы, первое, что должен сделать учитель, — это добиться того, чтобы ребенок захотел быть рядом с вами.
Профессор, доктор педагогических наук Ковалева Татьяна Михайловна, одна из инициаторов тьюторского движения в России, предлагает пять шагов тьюторского сопровождения в начальной школе
(слайда №4)
1 шаг – выявление и фиксация познавательного интереса (При этом можно использовать анкетирование, собеседование, наблюдение. Следует помнить: каким бы несообразным ни был бы этот интерес, нельзя им пренебрегать, чтобы не оттолкнуть ребенка).
2 шаг – карта познавательного интереса. (Если учитель «работает» ответами, то тьютор — вопросами. Например, ребенку интересно: «Как спит жираф». Учитель ему просто ответит: «Стоя», а тьютор спросит: «Где мы можем получить информацию о том, как спит жираф?» и, создавая вместе с учеником карту познавательного интереса посоветует ему обратиться в библиотеку, сходить в зоопарк, поискать сведения об этом в Интернете).
3 шаг – сбор материала (портфолио). (На этом этапе выявляются так называемые дети-«подорожники», которые отстают от других, и дети-«менялы», у которых нет постоянного интереса, он у них каждый день меняется. Суть тьюторского сопровождения – «подорожников» подтянуть к темпу остальных учащихся класса, «менял» суметь убедить остановиться на одном определенном интересе).
4 шаг – подготовка к презентации (Здесь можно подключить и родителей. Сама презентация может быть в компьютерном варианте или бумажном, т.е. это может быть плакат, газета, альбом и т.д.)
5 шаг – рефлексивный анализ. (Это тоже важный этап, на котором учитель садится рядом с ребенком и обсуждает презентацию: что получилось удачно, а что не удалось. Выявляются возможные причины неудачи: мало собрано материала, неинтересно представлена информация или, может быть, его тема была неинтересна другим детям.
Таким образом, основная задача тьютора в начальной школе – привести каждого ребенка от стихийных познавательных интересов к познавательным интересам в устойчивой форме.
В среднем звене цель тьютора – работать с сформировавшимися познавательными интересами (слайд 5). В школе 2 ступени обучения различают три основных типа деятельности:
— проектная (в которой главная цель – это реализовать свою идею);
— исследовательская (главное в этом типе деятельности – доказать свою идею);
— творчество (суть которого сводится к следующему — «до меня этого никто не делал». Например, всем известен квадрат Малевича. Все, кто его видел, говорили: «Я тоже так могу», но ведь Малевич же был первым).
В старшей профильной школе тьютор применяет различные технологии (слайд 6) (Перечислить их!!! Кого заинтересовали эти технологии, более подробную информацию о них вы можете найти в книге (слайд 7). Прочитать название!!!
Таким образом, (слайд 8) тьютор – сопровождающий процесс индивидуализации, учитель – передающий ученикам знания, умения, навыки и использующий индивидуальный подход. Конечно, сразу каждый учитель не станет тьютором, но он должен иметь тьюторскую культуру, обладать технологией тьюторского сопровождения.
В заключение можно сделать вывод, что если в сегодняшней системе образования учитель продвигает предмет, то в образовании будущего тьютор сопровождает интерес ребенка в предмете.
Педагоги нашей школы понимают, что тьюторство – это технология, без которой в образовании будущего не обойтись, поэтому мы изучили концепцию данной технологии, и осваиваем ее.
Уважаемые коллеги, если вас заинтересовала моя презентация, более подробную информацию о внедрении тьюторства в российском образовании вы можете найти на сайте. (слайд 9)
Добавляя комментарий, Вы соглашаетесь с положением об обработке персональных данных