Компетенция – это система знаний, которая активизируется и обогащается в деятельности. Ключевые же компетенции определяют реализацию специальных компетентностей и конкретных компетенций. Ключевые компетенции – это система универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности; компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью. Понимаемая в изложенном ключе компетенция должна занять ведущее место в профессиональной подготовке специалиста. Одним из способов развития ключевых компетенций педагогов является технология критического мышления. В отличие от других педагогических технологий в центре технологии критического мышления стоят не четко сформулированные диагностические цели обучения и последовательное процедурное их достижение, а личность обучающегося, формирование и развитие у него рефлексивного мышления, умения самостоятельно формулировать и ставить цели своей деятельности.
Школа будущего — это ненаписанная книга, которая пишется сегодня и мы ее авторы. От того какой она будет, зависит от каждого из нас.
Главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и … чья основная компетентность заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей жизни.
М. Ноулз
Компетентностный подход в образовании — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Профессионально-педагогические компетенции.
1. Социально-педагогическая компетенция.
2. Профессионально-педагогическая компетенция.
3. Общепедагогическая профессиональная компетенция.
4. Предметная компетенция.
5. Управленческая компетенция.
6. Рефлексивная компетенция.
7. Информационно-коммуникационная компетенция.
8. Компетенция в сфере инновационной деятельности.
9. Креативная компетенция.
Сегодня важно не столько дать знания учащимся, сколько обеспечить их общекультурное, личностное, познавательное развитие и, самое главное, – физическое здоровье
Какими же ценностями и профессиональными качествами должен обладать современный учитель?
Во-первых, уважать свободу учащегося, дать ему возможность быть самим собой.
Во-вторых, верить в то, что каждый ученик обладает своим «совершенством».
В-третьих, понимать, что ученик учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя.
В-четвёртых, осознавать, что в современном обществе ученик будет успешным только в том случае, если овладеет соответствующим комплексом ключевых компетентностей.
Профессионализм учителя заключается в доброжелательном и заинтересованном отношении к ученикам, понимании других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности, в умении быть открытым для любых мнений учеников по обсуждаемому вопросу, в умении делиться с учащимися своими мыслями и чувствами и при этом говорить чётко, понятно, на правильном литературном языке.
Профессионализм учителя также заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение результатов ребёнка, сформированных как ключевые компетенции. Необходимо строить обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения; мотивировало учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.
Таким образом, можно сделать вывод, что ключевые компетенции позволяют современному учителю понимать ситуацию и достигать результатов в профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества. Приобретаются же они в образовательном процессе и в самостоятельной социальной жизни, как профессиональной, так и в личной, как результат их успешного применения для решения учебных и профессиональных задач и проблем.
Начало работы над опытом было обусловлено изменениями требований к качеству математического образования российских школьников, приведение их в соответствие к международным стандартам и реалиям современного общества.
Большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний в жизненных ситуациях, т.е. имеют недостаточный уровень сформированности ключевых компетенций.
Ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.
В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Большая роль при этом отводится математике. Перед школьным учителем математики остро стоит проблема необходимости использования таких моделей обучения предмету, которые позволят выпускнику школы получить систему знаний соответствующую современным Российским и международным требованиям.
На сегодняшний день существует противоречие между
— потребностью общества в выпускниках школы, способных самостоятельно ориентироваться в потоке информации и пополнять свой личностный багаж знаний для решения социально и личностно значимых проблем и сложившейся практикой образования, формирующей систему ключевых компетенций, не соответствующую современным социально-экономическим требованиям;
— имеющимся функциональным потенциалом школьной математики в формировании ключевых образовательных компетенций школьника и недостаточной практической разработанностью существующих моделей формирования компетенций.
При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности автором опыта применяются приемы следующие приемы:
— Перед изучением новой темы учитель рассказывает учащимся о ней, а учащиеся формулируют по этой теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем», далее совместно с учениками оценивается самый интересный, при этом стремится к тому, чтобы не один из вопросов не остался без ответа. Если регламент урока не позволяет ответить на все вопросы, ученикам предлагается дома поразмышлять над вопросами и в последующем на уроках или во внеурочное время учитель обязательно возвращается к ним. Данный прием позволяет ученикам понять не только цели изучения данной темы в целом, но и осмыслить место урока в системе занятий, а, следовательно, и место материала этого урока во всей теме.
— Иногда учитель предоставляет ученикам самостоятельно изучить параграф учебника и составить краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания. Перед учениками ставиться задача – определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных свойств они опираются.…В итоге учащиеся не только более глубоко понимают изучаемый материал, но и учатся выбирать главное, обосновывать его важность не только для других, но и, самое главное, для себя;
— использует тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.
— Вовлечение учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из школьного курса.
— Предлагает ученикам дл решения задачи, встречающиеся в определенной профессиональной среде. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания математики и арифметики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке.
При формировании общекультурной компетенции
Многие учителя знают, что ученики, уверенно использующие некоторое умение на одном предмете, далеко не всегда смогут применить его на другой дисциплине. Для преодоления этого барьера нужна специальная работа, в которой учитель помогает ребенку прояснить задачу, выделить предметную составляющую, показать применение известных способов в новой ситуации. Например, при решении текстовых физических задач дети испытывают трудности по нескольким причинам: «зашумленность» физической ситуации – сложно построить математическую модель процесса, присутствие непривычных символов; непонимание условия задачи, ее особенностей, стратегии ее решения, неспособность применить математический аппарат в новых обозначениях. Было установлено, что большинство учащихся испытывают серьезные затруднения при решении практических задач и применении математических знаний в жизненных ситуациях.
При формировании учебно-познавательной компетенции
— Особенно эффективно данный вид компетентности, по мнению автора опыта, развивается при решении нестандартных, занимательных, исторических задач, а так же при проблемном способе изложения новой темы, проведения мини-исследований на основе изучения материала. Например, в качестве домашнего задания ученикам 6 класса при изучении темы «Окружность. Длина окружности» может быть такое «Определение зависимости длины окружности от радиуса». Результатом экспериментальной деятельности с помощью реальных, доступных шестикласснику предметов (нитка, посуда, имеющая форму цилиндра) становится приближенное значение числа π.
— Создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация
— При формировании данного вида компетенций учитель использует тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции составленные учащимися, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными.
При формировании информационной компетенции
Для развития данного вида компетентности учитель использует следующие приемы:
— при изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения математического понятия, например: в математике модуль – это…, в строительстве модуль – это…, в космонавтике модуль – это… и т.д.
— подготовка собственных презентаций, с использованием материала из разных источников, включая Internet
— школьные учебники по математике предлагают задачи в основном текстового содержания. Поэтому при подготовке к уроку учитель использует задачи из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.
— использует тестовые конструкции с информационно – познавательной направленностью, тестовые конструкции, содержащие задачи с пропущенными единицами измерения величин, тестовые конструкции, содержащие задания с лишними данными;
— предоставляет учащимся возможность составлять самим всевозможные тестовые конструкции;
— использование задач прикладного характера. Вследствие чего у учащихся не только формируется информационная компетенция, но и накапливаться жизненный опыт. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности. Например, при изучении темы «Проценты» в 5 классе можно предложить задачу: 1)1 литрбензина в2006 г. стоил 15 рублей. В2010 г. 22 рубля. На сколько процентов подорожал бензин (ответ округлите до целых)
2) В таблице указана стоимость билета в плацкартном вагоне.
месяц | Стоимость |
Июнь | 800 р. |
Июль | 900 р. |
август | 1100 р. |
Вычислите сумму денег, затраченную группой из 10 учащихся на проезд туда и обратно (сроки поездки 28.07 – 2. 08)?
3)В 2008 году сумма, затраченная на питание некоторой семьи составляла 9700 рублей. Вычислите сумму, которая будет затрачена в 2010 году, если известно, что продукты подорожают на 26%?
При формировании коммуникативной компетенции
Для развития этой компетенции учитель использует следующие методы и приемы:
— решение задач, примеров с комментированием, устное решение заданий, с подробным объяснением.
— устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;
— использование на уроках математических софизмов, например: «Возьмем верное равенство 40+10-50 = 48+12-60. Вынесем в каждой части общий множитель за скобки.5(8+2-10)=6(8+2-10) . Разделим обе части на общий множитель. Получаем 5 = 6. Задание: объясните, в чем ошибка;
— использует работу в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
— сдачу различных устных зачетов.
— тесты по усовершенствованию устного счета (устные тестовые конструкции).
— задания социально-трудового характера. Например, вычисление суммы покупок в магазине, до того момента, как подойти к кассе;
— проведение различных исследований
учителем применяется такой вид деятельности на уроках математики, как решение задач с «лишними данными».
— С целью развития данного вида компетенций учителем используются задачи на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки решения математических упражнений. Проверка решения требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, при изучении темы «Решение квадратных уравнений по формуле» на уроке алгебры в 8 классе, учитель быстро решает уравнение (умышленно допуская ошибку)
3х2 – 2х – 2 = 0
D = (-2)2 – 4 * 3 * 2 = -20, вывод нет корней. Естественно при проверке ответ не сходится. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам вычислений, проверка соответствия полученного ответа всем условиям задачи.
— С целью развития данного вида компетенции учитель применяет решение задачи различными способами.
— С целью формирования данной компетенции учителем предлагается ученикам самим составить тест, найдя варианты ошибочных и правильных ответов.
Положительным результатом проводимой работы станет повышение мотивации к предмету математика, осознание значимости данного предмета при решении «жизненных задач», повышение уровня сформированности ключевых компетенций.
Добавляя комментарий, Вы соглашаетесь с положением об обработке персональных данных