Я – педагог-психолог
Моя ежедневная психология равна
мыслям о том, чтобы помочь человеку.
В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определят его дальнейший путь. Мой путь начался с далекого детства, когда я, будучи сама школьницей и имея массу проблем и комплексов, мечтала о том, чтобы в той школе, где я училась, был человек, который мог бы меня понять и принять такой, какая я есть. К сожалению, в те времена должность психолога не была так распространена. И тогда в детстве уже я задумывалась: кем бы я хотела быть? Я мечтала работать с детьми и неважно где – в школе или в детском саду. Мне хотелось, чтобы был такой человек, который смог бы выслушать, прийти на помощь, дать нужный совет, поддержать в трудную минуту. И сейчас я счастлива: мои мысли воплотились в жизнь. Аристотель говорил: «Знать себя невозможно без помощи друга». И я стала таким другом для сотен малышей и подростков. Я – психолог! Вот именно поэтому моей профессиональной деятельности всегда сопутствуют улыбка и внимание к каждому человеку, чего порой мне самой так не хватало от окружающих.
Вспоминаю, как после окончания высшего учебного заведения мне предложили попробовать работать психологом в школе. Я испытывала разные чувства: интерес, страх, радость перед новой профессией. Часто прислушивалась к себе, к своему внутреннему состоянию. Постоянная работа над собой, анализ своего поведения и отношений с людьми помогают мне в моей профессии и по сей день. Я все время стараюсь на занятиях создать уютную обстановку, оценить, насколько комфортно обучающимся в школе, налаживаю контакт с детьми, и они отвечают мне взаимностью.
Участвуя в методических объединениях, семинарах, круглых столах, в работе педагогических советов, супервизиях, активно занимаясь при этом самообразованием, постоянно повышаю свой профессиональный уровень. Все это важные составляющие моего профессионального роста. Общение с детьми дает мне возможность двигаться вперёд. И сейчас я понимаю, что остановиться уже нельзя, так как моя работа доставляет мне огромное удовольствие. Я востребована как профессионал и вижу результат. Мое предназначение – оказание психологической поддержки детям, основанной, в первую очередь, на внутренней гармонии, содействие их развитию. Стараюсь придерживаться всех принципов этического кодекса, в профессиональных действиях ориентируюсь на «благополучие клиента» и учитываю «права всех субъектов образовательного процесса».
Я часто задумываюсь о настоящем и будущем своей профессии. Оставаясь вне рамок психологического сообщества, нередко сталкиваюсь с весьма необычной трактовкой различных аспектов деятельности педагога-психолога. Зачастую становлюсь объектом пристального внимания. Ко мне обращаются по любому поводу, желая узнать, что я думаю о той или иной ситуации с точки зрения психолога. Немного найдется специальностей, где можно перенести свой профессиональный опыт на повседневную коммуникацию, причем в весьма интересной интерпретации: «психолог может это сделать, потому что его наука от начала и до конца о жизни и отношениях».
Порой бывает, что у людей возникает негативное отношение к любому психологическому анализу, связанному с таким моментом работы, как поиск скрытых детерминант психики. Это выглядит как покушение на независимый, уникальный статус личности, поэтому некоторые и боятся раскрыться перед психологом. Насколько прав выдающийся персидский философ Омар Хайям, утверждавший, что «есть три вещи, которых боится большинство людей – доверять, говорить правду и быть собой».
Часто, когда тебя кому-то представляют и рассказывают о твоей профессии, произносят такую фразу: «Познакомьтесь, это психолог!» – и смотрят на тебя с надеждой и мольбой. А иногда – и с разочарованием: «А я представляла себе людей вашей профессии совсем другими!»
Каковы же те ожидания, которым мы должны соответствовать как профессионалы? Я думаю, что в недалеком будущем и родители, и дети, и учителя будут с пониманием воспринимать профессию психолога. Ведь педагог-психолог – это не врач, не человек, управляющий поведением и чувствами других, не мудрец, знающий о жизни больше других, и даже не человек, «видящий людей насквозь». Педагог-психолог – это обычный человек, имеющий соответствующее образование и большое желание помогать людям.
Наша современная жизнь такова, что мы часто подвержены стрессу, имеем различные психологические проблемы и не имеем силы самостоятельно с ними справиться. В кризисные периоды своего развития любой имеет право получить психологическую помощь от педагога-психолога, который поможет разобраться в себе, научит использовать свои скрытые возможности и внутренние ресурсы для преодоления трудностей. Право, школьный психолог гармонизирует отношения между детьми и их родителями, детьми и учителями, заставляя взрослых «почувствовать мир ребенка», понять и принять его таким, какой он есть.
«Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремится познать через неё самого себя, и именно таким путём он может принести наибольшую пользу обществу». С этими словами известного педагога Ш.А. Амонашвили трудно не согласиться.
Я очень люблю свою работу. Я очень люблю детей. И завоевать их любовь и преданность нелегко. Заставить полюбить себя нельзя. Дети никогда не будут тянуться к тебе, если не будут знать, что ты их любишь. Они не откроют тебе душу, если не увидят, что ты делаешь это первым. И эта сопричастность – нечто большее, чем просто сотрудничество.
Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать мир. Я счастлива, потому что отдаю тепло своей души. Я счастлива, потому что вижу результаты своего труда, как беспомощные и не умеющие разобраться в себе и окружающих маленькие люди превращаются в личность, способную отличить добро от зла, отчасти самостоятельную и уже более уверенную. И пусть им ещё нужно многому научиться – правильному отношению к миру, к жизни, к своему здоровью… Но в этом есть и моя заслуга – школьного педагога-психолога.
Мой приход в школу – это осознанный выбор. Однажды вступив на этот тернистый путь, я нисколько не жалею и с уверенностью могу сказать: «Своё сердце отдаю детям!» Что может быть лучше?!