Чтобы избежать нежелательных последствий своих учительских ожиданий:
- Очень осторожно принимайте негативную информацию о ваших учениках от других учителей.
- Будьте более гибкими, используя стратегию группирования.
- Чаще проверяйте работу учеников в разных группах; меняйте составы групп на разных уроках; составляйте группы со смешанными уровнями способностей для выполнения совместных заданий, чтобы все ученики смогли ознакомиться с материалом.
- Будьте особенно осторожны в обращении со слабыми учениками во время урока, давайте им «ключи», подсказки и время для ответа, хвалите за правильные ответы.
- При общении с учениками показывайте, что вы верите в то, что они могут хорошо учиться; возвращайте работы, которые не отвечают требованиям, с предложениями для улучшений. Если ученик не имеет сразу же ответа на ваш вопрос, подождите, помогите ему его обдумать, понять и затем ответить.
- Вовлекайте всех учеников в работу. В этом поможет продуманная вами система вызова учеников, при которой все практикуются в чтении, говорении и отвечают на вопросы; распределите задание равномерно между учениками так, чтобы не оказалось, что одни принимают активное участие в работе, другие же отвечают очень редко.
- Контролируйте свое поведение. Не стоите ли вы дальше от некоторых учеников? Улыбаетесь ли вы одним ученикам, когда они подходят к вашему столу, в то время как при появлении других хмурите брови?
Начиная работу, убедитесь, что у учеников достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя непосредственно причастными к групповым занятиям:
- после изучения сложного материала попросите учащихся проверить себя в усвоении нового материала, объясняя его друг другу.
- когда работа особенно захватывающа и интересна, учащимся полезно работать в группах;
- предлагайте детям придумать вопросы для одноклассников и задавать их на уроке.
Необходимо обеспечивать помощь и возможность исправить ситуацию отстающим ученикам; не допускать критики одного учащегося в присутствии других.
Делайте класс и урок более привлекательным и интересным
- Используйте загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым вы обучаете.
- Попробуйте по-новому оформить классное помещение и парты. Обеспечивайте урок музыкальным сопровождением или используйте плакаты, относящиеся к изучаемому материалу.
- Приглашайте на уроки гостей.
Связывайте учебную информацию с жизненным опытом школьников.
- При введении новой темы спросите учеников, что они знают об этой проблеме, что они слышали или читали по предложенной теме, какие идеи и ассоциации у них возникают и т. п.
- Старайтесь представить информацию в форме проблемы или проблемного вопроса, для чего представляйте различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, говорите о сомнениях и неясностях в отдельных аспектах темы.
В решении проблемы используйте все идеи и соображения детей: поощряйте догадки, вопросы и критику; позволяйте им доказывать и проверять даже явно ложные идеи; учите спорить друг с другом и опровергать имеющиеся версии.
Целенаправленно и постепенно учите использовать и реализовывать исследовательский подход. Дети должны правильно формулировать цель исследования, определять объект исследования, формулировать гипотезы, выбирать способы проверки гипотез, делать обоснованные выводы.
• Придумайте множество подкреплений. . Дайте школьникам возможность самим придумать поощрение или выбрать из уже имеющихся.
• Обсудите с другими преподавателями и родителями способы подкрепления.
• Делайте упор на положительное. Убедитесь, что все ученики, особенно проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хорошее.
• Хвалите учеников, учитывая их индивидуальные особенности, способности и недостатки (используйте индивидуальные нормы оценивания).
• Соотносите успех ученика с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.
• Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринимается учеником.
• Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения. Но чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.
• Поощряйте признание учеником своих ошибок: «Ты признался, что списал, — это смелый поступок. Я не накажу тебя, выполни задание снова».
Чтобы у учеников не возникало чувство тревожности:
- Не используйте угрозы для мотивирования, это абсурдно. Пытайтесь вызвать приятные ассоциации при обучении.
- Создайте позитивную атмосферу и комфорт во время занятий.
- Постепенно вовлекайте ученика в пугающие его действия, если вы уверены в позитивных последствиях (например, попросите робкого объяснить то, что он хорошо знает).
- Помогайте ученикам опознавать и предотвращать пугающие ситуации. Заранее расскажите им о них.
- Соревнования используйте осторожно. Наблюдайте за работой группы, убедитесь, что никто из учеников не находится под чрезмерным давлением, не унижается товарищами. Во время соревнований между группами убедитесь, что все вовлеченные ученики имеют шанс добиться успеха.
- Избегайте ситуации, когда очень тревожные ученики должны выступать перед большими группами. Задавайте таким детям вопросы, на которые можно просто ответить «да» или «нет», или другой короткой репликой, давайте им возможность практиковаться перед небольшими группами.
- Перед контрольной или тестированием убедитесь, что все указания ясны.
Вместо простого произнесения вслух напишите пояснения к тексту на доске. Спросите учеников, все ли им понятно. Поинтересуйтесь у нескольких школьников, как они будут выполнять первое задание в упражнении. Избегайте ненужных временных ограничений.