Рекомендации учителям

Чтобы избежать нежелательных последствий своих учительских ожиданий:

  • Очень осторожно принимайте негативную информацию о ваших учениках от других учителей.
    • Будьте более гибкими, используя стратегию группирования.
    • Чаще проверяйте работу учеников в разных группах; меняйте со­ставы групп на разных уроках; составляйте группы со смешанными уров­нями способностей для выполнения совместных заданий, чтобы все уче­ники смогли ознакомиться с материалом.
    • Будьте особенно осторожны в обращении со слабыми учениками во время урока, давайте им «ключи», подсказки и время для ответа, хва­лите за правильные ответы.
    • При общении с учениками показывайте, что вы верите в то, что они могут хорошо учиться; возвращайте работы, которые не отвечают требованиям, с предложениями для улучшений. Если ученик не имеет сразу же ответа на ваш вопрос, подождите, помогите ему его обду­мать, понять и затем ответить.
    • Вовлекайте всех учеников в работу. В этом поможет продуманная вами система вызова учеников, при которой все практикуются в чтении, говорении и отвечают на вопросы; распределите задание равно­мерно между учениками так, чтобы не оказалось, что одни принимают активное участие в работе, другие же отвечают очень редко.
    • Контролируйте свое поведение. Не стоите ли вы дальше от не­которых учеников? Улыбаетесь ли вы одним ученикам, когда они подхо­дят к вашему столу, в то время как при появлении других хмурите бро­ви?

Начиная работу, убедитесь, что у учеников достаточно возможностей, чтобы чувствовать себя непосредственно причастны­ми к групповым занятиям:

  • после изучения сложного материала попросите учащихся проверить себя в усвоении нового материала, объясняя его друг другу.
  • когда работа особенно захватывающа и интересна, уча­щимся полезно работать в группах;
  • предлагайте детям придумать вопросы для одноклассни­ков и задавать их на уроке.

Необходимо обеспечивать помощь и возможность исправить ситуацию отстающим ученикам; не допускать критики одного учащегося в присутствии других.

Делайте класс и урок более привлекательным и интересным

  • Используйте загадки, головоломки и игры, демонстрирую­щие понятия, которым вы обучаете.
  • Попробуйте по-новому оформить классное помещение и парты. Обеспечивайте урок музыкальным сопровождением или используйте плакаты, относящиеся к изучаемому материалу.
    • Приглашайте на уроки гостей.

Связывайте учебную информацию с жизненным опытом школьников.

  • При введении новой темы спросите учеников, что они зна­ют об этой проблеме, что они слышали или читали по предложен­ной теме, какие идеи и ассоциации у них возникают и т. п.
  • Старайтесь представить информацию в форме проблемы или проблемного вопроса, для чего представляйте различные точ­ки зрения по рассматриваемому вопросу, говорите о сомнениях и неясностях в отдельных аспектах темы.

В решении проблемы используйте все идеи и соображения детей: поощряйте догадки, вопросы и критику; позволяйте им доказы­вать и проверять даже явно ложные идеи; учите спорить друг с другом и опровергать имеющиеся версии.

Целенаправленно и постепенно учите использовать и реализовывать исследовательский подход. Дети должны правильно форму­лировать цель исследования, определять объект исследования, формулировать гипотезы, выбирать способы проверки гипотез, делать обоснованные выводы.

Придумайте множество подкреплений. . Дайте школьникам возможность самим придумать поощрение или выбрать из уже имеющихся.

Обсудите с другими преподавателями и родителями способы подкрепления.

Делайте упор на положительное. Убедитесь, что все ученики, особен­но проблемные, получают подкрепление, когда делают что-либо хоро­шее.

Хвалите учеников, учитывая их индивидуальные особенности, способ­ности и недостатки (используйте индивидуальные нормы оценивания).

Соотносите успех ученика с его личными усилиями и возможностями так, чтобы он обрел уверенность в повторном успехе.

Убедитесь, что подкрепление действительно позитивно воспринима­ется учеником.

Хвалите за малейшее продвижение в нужном направлении, за позитивные тенденции поведения. Но чем привычнее становится успех, тем реже должна быть похвала.

Поощряйте признание учеником своих ошибок: «Ты признался, что списал, это смелый поступок. Я не накажу тебя, выполни задание снова».

Чтобы у учеников не возникало чувство тревожности:

  • Не используйте угрозы для мотивирования, это абсурдно. Пытайтесь вызвать приятные ассоциации при обучении.
    • Создайте позитивную атмосферу и комфорт во время занятий.
    • Постепенно вовлекайте ученика в пугающие его действия, если вы уверены в позитивных последствиях (например, попросите робкого    объяснить то, что он хорошо знает).
    • Помогайте ученикам опознавать и предотвращать пугающие ситуации. Заранее расскажите им о них.
    • Соревнования используйте осторожно. Наблюдайте за работой   группы, убедитесь, что никто из учеников не находится под чрезмер­ным давлением, не унижается товарищами. Во время соревнований между группами убедитесь, что все вовлеченные ученики имеют шанс    добиться успеха.
    • Избегайте ситуации, когда очень тревожные ученики должны выступать перед большими группами. Задавайте таким детям вопросы, на которые можно просто ответить «да» или «нет», или другой короткой репликой, давайте им возможность практиковаться перед небольшими группами.
    • Перед контрольной или тестированием убедитесь, что все ука­зания ясны.

Вместо простого произнесения вслух напишите пояснения к тек­сту на доске. Спросите учеников, все ли им понятно. Поинтересуй­тесь у нескольких школьников, как они будут выполнять первое зада­ние в упражнении. Избегайте ненужных временных ограничений.