Патриотическое воспитание

Формирование  чувства  патриотизма   у обучающихся.       

       ( Из опыта работы педагогического коллектива   МБОУ СОШ №19)

 

            Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, за сохранение материальных и духовных ценностей общества,развивается достоинство личности.

Одним из основных направлений деятельности МБОУ СОШ №19, ориентированных на реализацию Государственной  программы «Патриотическое воспитание граждан РФ», является работа по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Патриотическое воспитание школьников — это  систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

 В школе реализуется воспитательная программа «Патриот», которая предполагает расширение у учащихся круга знаний по истории России, ее традиций, культуры, формирование чувства патриотизма, гордости за свою отчизну, правового сознания и гражданской позиции.

   Цель программы: создание условий для формирования социально активной личности, осознающей себя  гражданином и патриотом, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, малой родине, своему народу и готовностью к его защите.

  Задачи программы:

  • формирование гражданского самосознания обучающихся на основе социокультурных и  исторических достижений многонационального народа России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края;

 • воспитание личности гражданина и патриота России через изучение ее правовой и   государственной систем, символики, жизни и деятельности выдающихся личностей;

•формирование потребности соотносить культурные, социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности и жить по законам нравственных ценностей.

      Программа патриотического воспитания  «Патриот» разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ», областными и городскими программами по патриотическому воспитанию и обращена к учащимся 1–11-х классов школы.

         Наша   школа на протяжении нескольких десятилетий продолжает заниматься патриотическим воспитанием и накопила определенный опыт в этой области. Можно долго разводить пустые разговоры о патриотическом воспитании, но мы не говорим, мы делаем. Наш педагогический коллектив относится к патриотическим мероприятиям с ответственностью.

 

Школа свою работу по патриотическому воспитанию классифицирует по трем основным признакам:
— нравственный,
— правовой,
— социально-политический.
В основу первого признака положены:
— гражданское самосознание;
— гражданский долг;
— гражданская ответственность.
Ко второму относятся:
— правовая культура;
— соблюдение законов государства;
— личная свобода.
К третьему:
— гражданское достоинство;
— гражданская активность;
— патриотизм.

Компоненты системы  патриотического воспитания  школы:

-работа школьного музея;

-поисково-краеведческая работа в классах;

-общешкольные тематические мероприятия;

-сотрудничество с Советом ветеранов;

-лекторская группа;

-участие в городских конкурсах и конференциях;

-проведение классных мероприятий;

-изучение регионального компонента

      В системе воспитательной работы нашей школы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Это уважение начинается с семейных реликвий, с малых семейных коллекций.

      Воспитательная функция школьного музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся  целостного отношения к культурно-историческому наследию.

     Его экспонаты по крупицам начали собирать школьники 80-х годов. Тогда были созданы поисковые отряды,которые изучали боевой путь 98/86 Гвардейской Николаевской Краснознаменной стрелковой дивизии,которая освобождала г.Новочеркасск от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году . В школьной библиотеке был создан Уголок Боевой Славы. В нем  располагались уникальные материалы по боевому пути 2-ой  Гвардейской армии, переписка с Советом ветеранов 98-ой дивизии, отзывы командиров частей о службе выпускников школы, стенды, посвященные учителям школы -участникам  Великой Отечественной войны, материалы о воинах-интернационалистах и многое другое. В 2000-м году администрация школы предоставила отдельное помещение для размещения экспозиции.

    Комплексно-краеведческий музей нашей школы действует с 2005 года, но уже видно, как много пользы приносит детям краеведческая деятельность. Она не только расширяет познание, но и углубляет их духовный мир.

  При музее работает клуб «Лектор».

    В музее работают экскурсоводы – старшеклассники. Они не только сообщают определенный набор знаний по любой экспозиции, но и вступают в диалог с ребятами и взрослыми, побуждая их к самостоятельному поиску.

    Музей ведет серьезную исследовательскую работу. Ребята уже несколько лет успешно представляют свои исследования на городские, областные и Всероссийские конкурсы.Практически все работы получили достойную оценку, а их авторы грамоты и призы. Хотелось бы отметить, что обучающийся нашей школы Губанов Алексей является активным участником и победителем  Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия-ХХ век».

    В классах также ведется большая исследовательская работа. В рамках подготовки к празднованию Великой Победы коллектив школы работал над проектом «Великая Отечественная война в истории моей  семьи». К проекту подключились обучающиеся с третьего по одиннадцатый класс, а также их родители, бабушки, дедушки и все, кто мог рассказать детям о войне.

Свои работы оформляли с большой любовью: здесь и генеалогические древа, и рисунки, и картины о войне. В этих трогательных сочинениях отразилась история всей нашей страны, горе и боль всего  русского народа.

    Работа над проектом заставила детей и взрослых по-другому взглянуть на историю своей семьи, пробудила в сердцах самые возвышенные чувства: гордость, доброту, сострадание и желание бороться и побеждать.

С каждым годом отдаляется от нас  Великая Отечественная война, размываются в памяти фронтовиков ее очертания. Постепенно уходят от нас участники тех боев, все меньше их приходит  на встречи со школьниками.

Сама жизнь возложила на плечи современников очень ответственную миссию — стать связующим звеном между  прошлым и будущим, чтобы не прервалась связь времен. Наше поколение станет последним, кто видел воочую ветеранов и смог с ними пообщаться. Поэтому все дороже для нас становятся встречи с участниками Великой Отечественной войны в знаменательные даты: в День освобождения г.Новочеркасска от немецко-фашистских захватчиков, в канун празднования Дня Победы — и все ценнее их воспоминания. Каждый раз мы испытываем гордость за наш непобедимый народ, за Россию, когда встречаем их у порога школы в дни праздников и будней.

    Ветераны, постаревшие и поседевшие, но сохранившие бодрость духа и искрящиеся добротой глаза, приходят к нам, чтобы еще раз вспомнить и рассказать о тех, кто  ценой жизни защитил нашу землю от разорения.

    Ежегодно в нашей школе проводятся торжественные линейки, посвященные Дню Победы, Уроки мужества, Круглые столы.

     С  2010 года школа организовывает различные акции по патриотическому воспитанию. Обучающиеся школы приняли активное участие в региональной акции «Полотно Победы: от  поколения победителей наследникам»

Обучающиеся школы посетили десять семей ветеранов и оформили платки с пожеланиями ветеранов молодому поколению .

      С огромным желанием  обучающиеся школы подключились к Всероссийской акции « Солдатский платок». Ребята оформили 310 платков. Эти платки соединили в единое полотно и в дни празднования Великой Победы вывесили в рекреации школы.  Длина полотна 8метров, высота 4,5метра. Сейчас полотно хранится в школьном музее. «Солдатский платок»-это и детская память о жестокой и далекой для школьников  Великой Отечественной войне.

    В 2011 году обучающиеся старших классов вместе с ветеранами стали участниками акции «Цветы Победы». На школьной клумбе были высажены саженцы различных цветов.

   Акция «Напиши письмо солдату Победы» была проведена в 2012году. Обучающиеся с 1по11 класс выразили  благодарность солдатам Великой Победы.

    Помимо масштабных акций в школе проводятся различные конкурсы патриотической направленности. Особый  интерес вызвал  конкурс компьютерных презентаций «Цена Победы», где учащиеся  с 5-11 класс составили презентации на военную тематику.

   Обучающиеся начальной школы с огромным желанием участвуют в конкурсах рисунков «И помнит мир спасенный», «Я рисую Победу».             Выставка поделок,  посвященная Великой  Победе  является традицией нашей школы.

      Обучающиеся  школы — активные участники многих городских мероприятий, направленных на воспитание и развитие личности гражданина и патриота России.

    Формированию настоящих защитников Отечества, патриотов Родины способствуют  военно — спортивные игры учащихся, посещение воинских частей города. Ежегодно старшеклассники нашей школы участвуют в городской военно — спортивной игре  «Орленок» и военных сборах.

     В 2011-2012гг. обучающиеся начальной школы принимали участие в городском детском конкурсе инсценированной песни «Живые страницы истории», посвященном Победе в Великой Отечественной войне, и стали победителями.

Мы часто говорим о патриотизме. Несомненно, патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и дос­тойным страницам прошлого. И хочется верить, что наша воспитательная работа действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.

Заместитель директора  по воспитательной работе МБОУСОШ №19   Клещева О.П.