Формирование чувства патриотизма у обучающихся.
( Из опыта работы педагогического коллектива МБОУ СОШ №19)
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, за сохранение материальных и духовных ценностей общества,развивается достоинство личности.
Одним из основных направлений деятельности МБОУ СОШ №19, ориентированных на реализацию Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ», является работа по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В школе реализуется воспитательная программа «Патриот», которая предполагает расширение у учащихся круга знаний по истории России, ее традиций, культуры, формирование чувства патриотизма, гордости за свою отчизну, правового сознания и гражданской позиции.
Цель программы: создание условий для формирования социально активной личности, осознающей себя гражданином и патриотом, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, малой родине, своему народу и готовностью к его защите.
Задачи программы:
• формирование гражданского самосознания обучающихся на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа России, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края;
• воспитание личности гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, жизни и деятельности выдающихся личностей;
•формирование потребности соотносить культурные, социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности и жить по законам нравственных ценностей.
Программа патриотического воспитания «Патриот» разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ», областными и городскими программами по патриотическому воспитанию и обращена к учащимся 1–11-х классов школы.
Наша школа на протяжении нескольких десятилетий продолжает заниматься патриотическим воспитанием и накопила определенный опыт в этой области. Можно долго разводить пустые разговоры о патриотическом воспитании, но мы не говорим, мы делаем. Наш педагогический коллектив относится к патриотическим мероприятиям с ответственностью.
Школа свою работу по патриотическому воспитанию классифицирует по трем основным признакам:
— нравственный,
— правовой,
— социально-политический.
В основу первого признака положены:
— гражданское самосознание;
— гражданский долг;
— гражданская ответственность.
Ко второму относятся:
— правовая культура;
— соблюдение законов государства;
— личная свобода.
К третьему:
— гражданское достоинство;
— гражданская активность;
— патриотизм.
Компоненты системы патриотического воспитания школы:
-работа школьного музея;
-поисково-краеведческая работа в классах;
-общешкольные тематические мероприятия;
-сотрудничество с Советом ветеранов;
-лекторская группа;
-участие в городских конкурсах и конференциях;
-проведение классных мероприятий;
-изучение регионального компонента
В системе воспитательной работы нашей школы миссия музея – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Это уважение начинается с семейных реликвий, с малых семейных коллекций.
Воспитательная функция школьного музея в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию.
Его экспонаты по крупицам начали собирать школьники 80-х годов. Тогда были созданы поисковые отряды,которые изучали боевой путь 98/86 Гвардейской Николаевской Краснознаменной стрелковой дивизии,которая освобождала г.Новочеркасск от немецко-фашистских захватчиков в 1943 году . В школьной библиотеке был создан Уголок Боевой Славы. В нем располагались уникальные материалы по боевому пути 2-ой Гвардейской армии, переписка с Советом ветеранов 98-ой дивизии, отзывы командиров частей о службе выпускников школы, стенды, посвященные учителям школы -участникам Великой Отечественной войны, материалы о воинах-интернационалистах и многое другое. В 2000-м году администрация школы предоставила отдельное помещение для размещения экспозиции.
Комплексно-краеведческий музей нашей школы действует с 2005 года, но уже видно, как много пользы приносит детям краеведческая деятельность. Она не только расширяет познание, но и углубляет их духовный мир.
При музее работает клуб «Лектор».
В музее работают экскурсоводы – старшеклассники. Они не только сообщают определенный набор знаний по любой экспозиции, но и вступают в диалог с ребятами и взрослыми, побуждая их к самостоятельному поиску.
Музей ведет серьезную исследовательскую работу. Ребята уже несколько лет успешно представляют свои исследования на городские, областные и Всероссийские конкурсы.Практически все работы получили достойную оценку, а их авторы грамоты и призы. Хотелось бы отметить, что обучающийся нашей школы Губанов Алексей является активным участником и победителем Всероссийского конкурса «Человек в истории. Россия-ХХ век».
В классах также ведется большая исследовательская работа. В рамках подготовки к празднованию Великой Победы коллектив школы работал над проектом «Великая Отечественная война в истории моей семьи». К проекту подключились обучающиеся с третьего по одиннадцатый класс, а также их родители, бабушки, дедушки и все, кто мог рассказать детям о войне.
Свои работы оформляли с большой любовью: здесь и генеалогические древа, и рисунки, и картины о войне. В этих трогательных сочинениях отразилась история всей нашей страны, горе и боль всего русского народа.
Работа над проектом заставила детей и взрослых по-другому взглянуть на историю своей семьи, пробудила в сердцах самые возвышенные чувства: гордость, доброту, сострадание и желание бороться и побеждать.
С каждым годом отдаляется от нас Великая Отечественная война, размываются в памяти фронтовиков ее очертания. Постепенно уходят от нас участники тех боев, все меньше их приходит на встречи со школьниками.
Сама жизнь возложила на плечи современников очень ответственную миссию — стать связующим звеном между прошлым и будущим, чтобы не прервалась связь времен. Наше поколение станет последним, кто видел воочую ветеранов и смог с ними пообщаться. Поэтому все дороже для нас становятся встречи с участниками Великой Отечественной войны в знаменательные даты: в День освобождения г.Новочеркасска от немецко-фашистских захватчиков, в канун празднования Дня Победы — и все ценнее их воспоминания. Каждый раз мы испытываем гордость за наш непобедимый народ, за Россию, когда встречаем их у порога школы в дни праздников и будней.
Ветераны, постаревшие и поседевшие, но сохранившие бодрость духа и искрящиеся добротой глаза, приходят к нам, чтобы еще раз вспомнить и рассказать о тех, кто ценой жизни защитил нашу землю от разорения.
Ежегодно в нашей школе проводятся торжественные линейки, посвященные Дню Победы, Уроки мужества, Круглые столы.
С 2010 года школа организовывает различные акции по патриотическому воспитанию. Обучающиеся школы приняли активное участие в региональной акции «Полотно Победы: от поколения победителей наследникам»
Обучающиеся школы посетили десять семей ветеранов и оформили платки с пожеланиями ветеранов молодому поколению .
С огромным желанием обучающиеся школы подключились к Всероссийской акции « Солдатский платок». Ребята оформили 310 платков. Эти платки соединили в единое полотно и в дни празднования Великой Победы вывесили в рекреации школы. Длина полотна 8метров, высота 4,5метра. Сейчас полотно хранится в школьном музее. «Солдатский платок»-это и детская память о жестокой и далекой для школьников Великой Отечественной войне.
В 2011 году обучающиеся старших классов вместе с ветеранами стали участниками акции «Цветы Победы». На школьной клумбе были высажены саженцы различных цветов.
Акция «Напиши письмо солдату Победы» была проведена в 2012году. Обучающиеся с 1по11 класс выразили благодарность солдатам Великой Победы.
Помимо масштабных акций в школе проводятся различные конкурсы патриотической направленности. Особый интерес вызвал конкурс компьютерных презентаций «Цена Победы», где учащиеся с 5-11 класс составили презентации на военную тематику.
Обучающиеся начальной школы с огромным желанием участвуют в конкурсах рисунков «И помнит мир спасенный», «Я рисую Победу». Выставка поделок, посвященная Великой Победе является традицией нашей школы.
Обучающиеся школы — активные участники многих городских мероприятий, направленных на воспитание и развитие личности гражданина и патриота России.
Формированию настоящих защитников Отечества, патриотов Родины способствуют военно — спортивные игры учащихся, посещение воинских частей города. Ежегодно старшеклассники нашей школы участвуют в городской военно — спортивной игре «Орленок» и военных сборах.
В 2011-2012гг. обучающиеся начальной школы принимали участие в городском детском конкурсе инсценированной песни «Живые страницы истории», посвященном Победе в Великой Отечественной войне, и стали победителями.
Мы часто говорим о патриотизме. Несомненно, патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. И хочется верить, что наша воспитательная работа действительно помогает детям осознать определенные ценности и приобщиться к культурной традиции своего народа.
Заместитель директора по воспитательной работе МБОУСОШ №19 Клещева О.П.